Я не буду сегодня собственно говорить об учителях, да пусть меня не ругают коллеги, но я надеюсь что вы поймёте мысль автора. Но я буду говорить об учителях на примере совсем другой профессии, с которой столкнулся в этом году очень плотно, я буду говорить об экскурсоводах.
Ведь дело в том, что экскурсовод это практически учитель. Он объясняет материал своей экскурсии, считай урока, просто этот урок-экскурсия могут быть продолжительными.
Случилось так, что этим летом я испытал на себе работу трёх типов экскурсоводов.
Итак начну по порядку.
Первый тип - старушка.
Ну про старушку я конечно загнул, но обо всём по порядку. По приезде в Пятигорск на следующий день, мы гуляли, гуляли по нему, подали монетку отцу русской демократии у Цветника
и сели в экскурсионный автобус до Медовых водопадов.
Ехать всего ничего - 60 минут, в соседнюю Карачаево-Черкесию.
На месте кондуктора сидела невзрачная женщина, в каком то невзрачном платье, я не могу даже описать эту женщину, наверно её лет 55-60, а может 65.
Мы поехали, и тут в салоне автобуса раздался чарующий голос. Он поприветствовал нас, познакомил себя с нами, звали её - Людмила. Пока мы ехали, эта самая Людмила так красиво, таким приятным голосом, дикцией, знанием русского литературного языка, истории края, Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков, пролетавших мимо нас достопримечательностей Карачаево -Черкесии рассказывала всё нам.
Я был очарован. Специально прошёл вперёд чтобы посмотреть на человека, которого можно было слушать вечно. Это была бесподобная экскурсия. Я подошёл поближе к водителю и посмотрел направо и к удивлению увидел эту самую почти старушку.
Нет, у неё были недостатки. Один. В начале экскурсии, она предупредила брюзжащим голосом, что весь маршрут идёт строго по времени, если сказано что на водопадах даётся 1 час, значит через час все должны быть на месте.
По приезде она строго предупредила ещё раз.
После того, как мы таки ждали двух недотепш в течение получаса позже заявленного времени она разразилась в их адрес справедливыми упрёкам.
Да что вы себе позволяете! -ругала она нарушителей временного режима экскурсии.
Но потом мы опять поехали и она включила опять свою эрудицию, знание и голос.
К сожалению я не сфотографировал её, точнее сфотографировал как мне казалось, но это только казалось, фото не вышло.
Людмила Анатольевна - экскурсовод высочайшей категории, она должа стоять на Олимпе среди всех экскурсоводов мира. Мы ехали на не первой свежести экскурсионном рыдване, в котором кондиционер работал кажется только на обогрев, но это было неважно, даже дети слушали лекции/истории как сказки, то про русскую дворянку, которую украл местный разбойник, простите князь, то про историю обычных с вижу городов как Кисловодск или Ессентуки, то про эти водопады так, что хотелось скорее туда попасть и попробовать воду оттуда на вкус, вдруг и вправду медовая. Мы потратили на экскурсию 3 000 рублей и я готов был ей доплатить.
Такая это была женщина. И в рассматриваемом сравнении она старше всех.
Второй архетип - крутая
Её звали Оксана. Ооо, прикид современный. Всё время на телефоне. Голос как у прокуренной Пугачёвой. Активная, всё при ней, и макияж и ноготки, и всё, всё: крутая я не могу. Казалось вот он идеальный тип для экскурсовода/учителя.
Но её рассказ был скучен и пресен. Нас выручали только пейзажи за окном и предвкушение того, что мы попадём на Эльбрус. Да, она знала материал, но подавала его неинтересно, искажая своими, иногда не вполне уместными и бытовыми комментариями и слогом, а иногда даже сленгом. И она всегда торопилась в своём повествовании. Обычно я трепетно отношусь к чужому труду и даже задал ей пару вопросов, но слушать её не хотелось.
Писать много не хочу - обязательно послушайте закадровый голос Оксаны на этом видео с Чегета.
На вид ей от 35 до 45 лет - средний возраст.
Третий тип - молодёжь.
Я же рассказывал как съездил к пещере Шульган-Тан или Каповой пещере.
Так вот, там интересно тоже. Пещера классная, история древняя, место одно из трёх подобных на Земле и единственное такое в России. Экскурсоводы все - молодёжь. Лет 18-19 наверное. Молодёжь это здорово, это здоровье, задор, и, как оказалось - безграмотность. В основном экскурсоводы - девочки, но есть и парочка юношей.
Уже на первой остановке у рисунков она на ломаном русском языке пыталась рассказать чем это рисовали древние люди.
Это охра. Состав охры таков: берём охру и перемешиваем с углём.
Вы поняли состав охры?
Эта экскурсоводша выучила только одно, в некоторый момент повествования она говорила резко фразу:
- У вас есть ещё вопросы?
Хотя вопросов никто не задавал, но судя по интонации все были уверены что она скажет, ну тогда всё, пошли обратно. Вы увидели пещеру и этого достаточно.
Но к счастью она говорила - тогда идите за мной.
Около трёножника посвящённого погибшему тут исследователю студенту она вообще забыла весь текст, на помощь пришёл из темноты экскурсовод юноша, он был в разы эрудированнее, но увы всё также не хватало литературного языка, текст лекций видно был набит не профессионалами и всё также после обязательных слов
- "У вас есть ещё вопросы?", хотелось убежать на выход.
Понимаете в чём дело. Сюда в прошлом году вбухали полмиллиарда рублей, и на пещеру, и на музейный комплекс рядом. Хотели сделать это ну не Меккой, но Нью-Васюками точно.
Но элементарного не сделали. Не создали хороший с гипотезами и мифами связный текст, хотя материала рядом в изобилии, нет практически легенд и рассказов о ходе исследований, истории исследований, хотя материала я уверен море и не нашли людей, которые смогли бы очень увлекательно и доступно об этом всё рассказать, антураж там ещё тот.
Я понимаю, что нужно как то трудоустроить молодёжь из близлежащих селений, но экскурсоводами там должны быть высокоэрудированные люди, любящие и знающие предмет, превосходно владеющие как русским, так и вероятно английским языком.
А так получается размаху на рубль, а повествования на копейку. Тем более что я знаю, что в Башкирии имеются превосходные и экскурсоводы и хранители музеев, но вот на такой объект поставили детей, будто бы взятых из ПТУ. Пещера потрясает, история завораживает, но текст и исполнители - самое слабое звено во всём этом комплексе.
Уверен, что здесь чувствуется рука вездесущих менагеров от образования, культуры и вероятно туризма. Так всё попортить могут только они.
Итог.
Дорогие мои читатели, я вот сам написал и я конечно же не молодёжь, что описана тут в статье, и я жутко боюсь, что вдруг дети меня будут считать таким же как описанная здесь Оксана, которая куда предпочтительнее экскурсоводов от молодёжи в Каповой, но никак не дотягивает до той, самой первой, невзрачной учительнице Людмилы Анатольевны.
Я бы хотел быть такой как Оксана по виду, но с содержанием и голосом как Людмила. А она старше всех. Но так видимо не бывает. Или бывает?
Меня жутко коробит, когда люди берут и пишут типа такого - скорее бы они, эти старые хрычи/перечницы ушли из школы, надоели своим нытьём и недовольством.
Нет, нет, дорогие именно на таких Людмилах и держится до сих пор школа.
Спасибо за внимание.