1. О чем законопроект
А вот о чем.
В отношении продуктов питания дополнительно указывается цена за единицу измерения товара.
При цене за единицу веса указывается цена за 1 килограмм.
При цене за единицу измерения объёма указывается цена за 1 литр;».
Собственно, сформулировано довольно простым языком, только не совсем понятно, зачем эту норму вносить именно в закон (видимо потому, что к подзаконным актам депутаты отношения не имеют и прямого механизма создания таких норм Госдумой нет).
Напомним, требования к ценнику и информации логичнее предусмотреть в постановлении правительства, которое касается правил торговли.
Раньше, кстати, там и была норма о том, что на ценнике указывается наименование товара, цена за вес или единицу товара, дата оформления, а на самом ценнике должна ставиться печать организации или подпись ответственного лица, что сильно упрощало работу проверяющих и контроль со стороны собственника за самодеятельностью продавцов за прилавком/в торговом зале.
Однако в эпоху резкого увеличения ассортимента, развития малых форматов торговли это правило сломалось. На рынках, развалах, в комиссионнках и прочих ларьках ценники жили своей жизнью, а зачастую вообще отсутствовали или сокращалось до клочка липкой ленты с цифрами.
Продавцы на рынках вообще игнорировали это правило, там действует своя неформальная система ценообразования, которая многих устраивает.
2. Для чего это нужно?
Если коротко, автор законопроекта ссылается на то, что изготовители и сети снижают вес или объем товара без изменения цены, что является уловкой, то есть обманом потребителей.
Из пояснительной записки к законопроекту:
Зачастую производители осуществляют снижение количества (объёма, веса) товара при сохранении размера (объема) упаковки и отпускной цены товара, а также уменьшают количество продукта в упаковке без изменения цены. Целями таких действий со стороны производителя являются сохранение объема продаж и увеличение рентабельности продажи единицы товара.
То есть 0.9 литра молока в бутылке, 9 яиц в упаковке или шоколадка 85 грамм - явление для потребителей вредное. По той причине, что до этого сформировались достаточно прочные стереотипы выпуска пищевой продукции в определенной таре и общепринятого объема.
Есть ещё одна практика, на которую попадаются тысячи покупателей, это когда цена на изюм указывается за килограмм, а на колбасу, сыр, паштет - за 100 грамм.
3. Очевидные плюсы понятны. А есть ли минусы у законопроекта?
Рассчитывать, что бизнес не адаптируется к новой норме, это значит не дооценивать творческий потенциал наших продавцов.
Представьте, что на полке лежат 30 видов макарон и цена начинается от 80 рублей за килограмм. Меняет ли это восприятие потребителя и модель его поведения? Аналитики "Ашана" могли бы поделиться ответом на этот вопрос, потому что французы так делали с ценниками с момента прихода на российский рынок и это было их конкурентной фишкой.
Конечно, потребитель и раньше видел ценовую дифференциацию на дешёвые и премиальные продукты. Но теперь у потребителя появится возможность более простого сравнения продуктов между собой. И вдруг окажется, что мы в каких-то случаях переплачиваем. Есть вопросы и к юридической технике законопроекта. Когда пишешь закон, сразу прикидывай, как его будут отходить.
1. Производителю надо будет учитывать, что рядом на полке будет лежать более дешёвый товар. Кто-то пойдет на сохранение веса/объема и изменит рецептуру.
2. В составных не смешанных продуктах (йогурт и шарики, сыр и орешки, печенье и топинг) наступит хаос?
3. Интересно, как будет указываться цена на чай в пакетиках и другие товары с микродозами продукта. Все ли знают цену на килограмм шафрана?
Шафран - одно из самых дорогих специй, его еще называют королевой специй. Цена достигает до $6 тыс. за 1 кг
4. Норма не указывает, какой должен быть шрифт на ценнике. 2 мм, как на маркировке продукции - вряд ли это устроит авторов законопроекта?
5. Также надо учитывать опыт внедрения "молочной полки" (бзмж, сзмж) - все помнят этих жупелов? Торговля сопротивлялась как храбрый лев, на тот момент потребовалось проводить ежедневные рейды с показательными штрафами, чтобы молоко и молочный жир оттеснили суррогаты с полок. А сейчас мораторий. Никто проверять внедрение закона не будет.
Знаете примеры шринкфляции и даунсайзинга? Делитесь в комментариях.