Часовня Параскевы Пятницы – тайны символа Красноярска

345 прочитали
Часовня "Параскевы Пятницы" в Красноярске
Часовня "Параскевы Пятницы" в Красноярске

Часовня, ставшая памятником архитектуры на вершине Караульной горы (Кум-Тигей) в столице Красноярья, была построена в XIX веке. Однако доподлинно известно, что раньше на этом месте находилось капище кыргызов-качинцев, которым принадлежали окрестные земли.

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ

Даже существует версия, что казаки-первопроходцы не просто основали острог в месте впадения Качи в Енисей, а взяли штурмом здешнее поселение качинцев в устье Качи (Изыр-Су) — укрепление Изыр-Кичи. Как-то не верится, что бревенчатый форпост с пятью башнями и 30 дворами возвели всего за 2 месяца и он был готов 19 августа 1628 года. Как и огороженный частоколом 213-метровый коридор до причала на Енисее. Причём 303 казака под предводительством боярина Андрея Дубенского лес сплавляли из окрестностей нынешнего Дивногорска. За этот подвиг они получили от царя половину годового жалованья и освобождение от налогов на пять лет. Более вероятно, что казаки перестроили, укрепили и переименовали в Качинский острог завоёванное поселение. Название форпоста не прижилось, закрепилось и устояло данное кочевниками имя «Кизил-джаяр-Тура» — «Город Красного Яра» (по цвету мергеля Караульной горы). По преданию, качинцы на священном Кум-Тигее хоронили своих знатных воинов. Это подтверждают археологические раскопки 1927 года. Тогда С.А. Теплоухов исследовал один из здешних могильников XIII-XIV веков. Это было богатое захоронение, в ходе раскопа было обнаружено множество предметов, элементы оружия, конской сбруи, остатки дорогой одежды, подтверждающих знатное происхождение членов княжеского рода, вероятно, правивших в те времена этой территорией.

Также в летописях упоминается, что на горе до острога была построена бревенчатая 4-этажная сторожевая башня, куда свозили ясак (пушнину) с покорённых племен и казаков-землепашцев. Плата шла за охрану от тубинцев, джунгар и монголов, нередко совершавших набеги в енисейские края. Такая же пересыльная 2-этажная башня была на правобережье Енисея у Торгашинского хребта (Куйсумские горы), где ясачные тоже осваивали земли. Наблюдать с Кум-Тигея за Ботойскими горами степными окрестностями вдоль Качи, Арея, Енисея и крепостью аринцев Змеиное городище в устье Базаихи на горе Диван, было удобно. С вышки дежурившие казаки отлично видели скопление конников, как и приближающихся к границам города неприятеля. В случае чего своевременно отправляли гонца вниз по реке к Енисейскому острогу. Башню неоднократно сжигали, но её отстраивали заново. Со временем, после возведения еще нескольких острогов (Ачинский, Бельский, Канский и т.д.), надобность в караульной вышке отпала. Но за горой закрепилось новое название — Караульная.

Впрочем, в этих местах люди селились ещё в эпоху неолита, так что не исключено, что на Караульной горе было святилище более древних народов, проживавших в Сибири ещё тысячелетия назад. Исследователи Сибири в XVIII-XIX веках отмечали, что в окрестностях Красноярска достаточно много искусственных сооружений, постепенно зарастающие тайгой. Знаменитый картограф Семён Ремезов предположил, что многие холмы и горы вполне могут быть рукотворными. Путешественник Фридрих фон Страленберг также обнаружил, что некоторые горы состоят из гигантских обработанных камней и заявил, что это подтверждает существования в здешних местах древнего государства Тартарии (10-20 тыс. лет назад), в которой воздвигались огромные каменные пирамиды. Учёный Г.Ф. Миллер тоже отмечал, что мегалиты и огромные каменные блоки на Караульной горе дают основание говорить, что она имеет искусственное происхождение.

Фото с видом на часовню из Красноярска конца XIX века
Фото с видом на часовню из Красноярска конца XIX века

Прогуливаясь по сопке сегодня ещё можно видеть эти крупные прямоугольные многотонные мегалиты в человеческий рост, целые ряды параллельных блоков, опоясывающие сопку. Неспроста местные именовали гору Кум Тигей (с тюркского «кум» — земля, вершина, а «тигей» — собирать, складывать). Вероятно, чтобы качинцы перестали совершать обряды на горе, капище было разрушено, позднее на его месте установили поклонный православный крест. Возможно, святилище было заброшено после возведения на Караульной горе дозорной вышки, откуда поселенцев звоном предупреждали о вражеских набегах. Битвы за стрелку Качи кочевники вели с казаками 100 лет, пока окончательно не ассимилировались либо не переселились в иные места.

ИСТОРИЧЕСКИЕ БЫЛИ

Утверждается, что на месте сторожевой вышки на Караульной горе в начале XVIII века был сооружен памятный деревянный крест с выбитыми на нём датами основания острога (1628 год) и всеми его осадами до 1705 года. Это можно считать первым в истории Красноярска мемориальным памятником. По легенде, в день установки креста в Каче была выловлена икона Великомученицы Параскевы Пятницы, которой молились о благополучии в доме, о послании женихов и почитали как покровительницу скота и полей. Поэтому, когда позднее здесь возвели православную часовню, ей и дали имя Святой Параскевы. Есть другая трактовка — часовня посвящена девушке Параскеве. Казачка собирала клубнику на склоне горы и увидев приближающийся отряд кочевников успела зазвонить в колокол на вышке. Она погибла, но предупредила острожных о крупном набеге 1679 года. В память об этом совершался крестный ход о спасении Красноярска и ниспослании своевременных дождей землепашцам. Так Караульная гора приобрела символическое значение для Красноярска. Когда крест обветшал, жители просили Тобольскую консисторию обновить его и обнести оградой. Митрополит идею не поддержал, но якобы боярский сын Толщин выделил средства не только на ремонт, но также на возведение над крестом крыши на четырёх деревянных столбах.

Однако к началу XIX века крест одряхлел настолько, что купец И.Л. Новиков в 1804 году заменил его на железный, а по бокам были уставлены «иконы большого размера с изображением святителей». По одной из версий, сделал он это в память о своём счастливом спасении из речного водоворота. В 1825 иконы было решено перенести в собор на Стрелке. Как выглядел крест, именуемый часовней, можно увидеть на акварели 1842 года ссыльного француза Алибера «Вид Красноярска».

Часовня, ставшая памятником архитектуры на вершине Караульной горы (Кум-Тигей) в столице Красноярья, была построена в XIX веке.-3

В 1852 году томский епископ Афанасий разрешил Городской думе Красноярска построить каменную часовню. Деньги выделил золотопромышленник Пётр Кузнецов. По преданию, он пригласил зодчих Якова Алфеева и Якова Набалова, угостил их мадерой в заграничной восьмигранной бутылке. А затем предложил возвести храмовое сооружение, напоминающее эту выразительную бутылку. Кирпичное здание по древнерусским канонам с элементами сибирского барокко, к 1855 году было построено. Часовню Параскевы Пятницы приписали к Воскресенскому собору, поставленному в XVIII веке в месте основания Красноярска. При этом, она была стилизована под древнерусские формы, хотя в те годы в России они уже не использовались. В этом отношении красноярская часовня последнее такое архитектурное творение в государстве. Также на её архитектуру повлиял кафедральный Рождественский собор (строился в 1849-1861 годах и был снесен в 1936 году) архитектора К. Тона.

Вид на часовню в 1980 году
Вид на часовню в 1980 году

Высота культового сооружения — 15 метров, диаметр — 7 метров, стены высотой — 7 метров, длина каждой грани — 2,4 метра. Грани часовни прорезаны тремя оконными проёмами, а на «алтарной» грани сделано ложное окно. Рёбра восьмерика подчёркнуты пилястрами, Обрамление проёмов повторяет форму килевидных кокошников, которыми оформлен переход от стен к металлическому шатру часовни, увенчанному луковичной главкой. На окнах кованные решётки со старинным узором, входные двери железные. Место, где стоит часовня, одно из лучших в Красноярске, откуда открывается чудесный вид на историческую часть города и панораму окрестностей. Это лучшая видовая точка на Караульной горе.

Часовня, фото начала XX века
Часовня, фото начала XX века

В августе 1887 года русский изобретатель радио Александр Попов в группе команды Российского географического общества наблюдал солнечное затмение. Об этом напоминает мемориальная доска, установленная на здании в 1977 году. До Октябрьской революции 1917 года горожане летом приходили сюда на пленэр, свои этюды писал художник Василий Суриков. В праздничные дни здесь устраивали народные гуляния с фейерверками, купцы устанавливали торговые палатки.

ФАКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ

После революции часовня особо не пострадала, только купол с крестом скинули, а здание просто забросили, службы прекратились. Однако, в годы Великой Отечественной войны к часовне Параскевы Пятницы, как к общегородскому оберегу, стали ходить красноярцы. Они вымаливали спасения ушедшим на фронт родным или выздоровления раненым близким. В 1943 году во время грозы в часовне сгорел шатёр. Восстановление символа Красноярка началось благодаря Николаю Васильевичу Попову (игумену Иннокентию), который добился её ремонта во время «церковной оттепели» в 1940-х годах.

В 1973-1975 годах обветшавшую часовню отреставрировали по проекту архитектора Александра Бруснянина, но она стояла пустой, в окнах через решётки можно было видеть грязное помещение, мусор. Однако, в 1980 году ей присвоили статус памятника архитектуры местного значения и к 1993 году всё изменилось. В 1994 году архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний освятил часовню и здесь стали проводить службы. К 1996 году были проведены реставрационные работы, сделано отопление, стены расписали фресками, шатёр окрасили в красный цвет, на куполе установили большую непропорциональную луковицу-оглавление с крестом. Днём храм стоял открытым, служителей не было, но люди могли зайти помолиться, поставить свечи. Объект передали Русской православной церкви. В таком виде часовня Параскевы Пятницы, как символ Красноярска, была представлена на десятирублевой купюре России.

Фото часовни 2000 год
Фото часовни 2000 год

В 2001 году на нижнем ярусе возле часовни установили гаубицу М-30, которая долгие годы холостым выстрелом оповещала красноярцев о наступившем полдне, как это делали в Санкт-Петербурге. Сюда на смотровую площадку горожане и гости приезжают полюбоваться на Красноярск с высоты птичьего полёта.

Гаубица на площадке под часовней, которую вернули на место в 2023 году
Гаубица на площадке под часовней, которую вернули на место в 2023 году

Через 10 лет в храме провели косметический ремонт, крышу перекрасили в зелёный цвет, облагородили прилегающую территорию, уложили брусчатку. В 2014 году часовню Параскевы Пятницы вновь отреставрировали, приблизив к историческому облику: заменив «барабан» и главку на пропорциональную, согласно церковным канонам. В 2018 году на территории, примыкающей к часовне, создали парк «Покровский».

Часовня 2016 год
Часовня 2016 год

Что касается аномальности Караульной горы-пирамиды, эзотерики утверждают, что в глубине Кум Тигея фиксируется сильное электромагнитное излучение, влияющее на психику отдельных людей. Они, якобы, могут настроиться на информационные волны и даже увидеть прошлые события: древние битвы, разрушение старинного города, затопленного огромными волнами Енисея. Интересно, что геофизики тоже отмечают электромагнитное излучение, исходящее изнутри горы, от которых даже порой происходит сбой электроприборов. Впрочем, исследование мегалитов Караульной горы ещё впереди.

Часовня из вечернего парка 2022 год
Часовня из вечернего парка 2022 год

Марьяна ДОЛГОПОЛОВА