Найти тему
Бизнес-секреты

Единороги существуют! Рассказываем, где их искать

Оглавление

Есть компании, которые называют единорогами — или юникорнами от слова unicorn. Компании не случайно сравнивают с мифическими единорогами: это показывает, насколько уникальны такие компании.

Шанс стать стартапом-единорогом — примерно 1%. В статье разбираемся, какие компании называют единорогами и как знание о таких компаниях помогает в бизнесе и жизни.

Кто такие компании-единороги

Обычно компанию считают единорогом, если она соответствует трем критериям:

  1. Компания частная и относительно независимая. Например, если стартапом владеет крупная корпорация, он не будет считаться единорогом.
  2. Она достигла оценки в 1 млрд долларов.
  3. Она не вышла на биржевой рынок.

Эти критерии условны. Например, раньше смотрели на возраст компании. Грубо говоря, если компания вдруг стала стоить миллиард, но ей уже 20—30 лет, ее вряд ли стоит считать единорогом. Сейчас на этот критерий обычно не обращают внимания. С другой стороны — в последние годы единорогами становились только молодые компании.

Зачем следить за единорогами и как это может помочь в развитии своего бизнеса

Следить за единорогами важно по трем причинам:

  • понять тренды экономики;
  • найти интересные и удачные решения;
  • понять, во что инвестировать деньги.

Понять тренды экономики. Единороги реагируют на любые изменения на рынке. Если наблюдать за ними, можно найти сферу для своего бизнеса. Например, так сделали сервисы такси, когда компания Uber стала единорогом.

Найти интересные и удачные решения для бизнеса. Единороги— это сочетание случайностей развития рынка и удачных решений компании. Например, пандемия стала резким толчком в развитии сферы здоровья и доставки, поэтому компании начали создавать продукты, отвечающие новым потребностям.

Можно изучить, как устроены процессы в компаниях-единорогах, и понять, как они привлекают клиентов, какой стратегии придерживаются, как выходят на новые рынки.

Успешно инвестировать. Если сектор экономики быстро растет, в нем точно есть небольшие, но перспективные компании. Можно инвестировать в «будущих единорогов» сразу или подождать их выхода на биржевой рынок.

Появление компании-единорога в новой нише означает, что, скорее всего, у нее есть несколько конкурентов, в которых можно инвестировать. Или, возможно, появляется компания с такой же бизнес-моделью в другой стране — в нее тоже можно вложиться.

При этом просто отслеживать изменения в списках единорогов — неинформативно. Эффективнее параллельно изучать тренды, читать новости и отчеты аналитиков. Но делать это самостоятельно — слишком долго. Для этого существуют специальные аналитические порталы — карты единорогов, — которые отслеживают перспективные стартапы и собирают краткую информацию о них. Самые известные и полные:

  • CB Insights — сайт-трекер, собирающий информацию о стартапах и составляющий список единорогов.
  • Dealroom — отчеты о состоянии стартапов, инвестиций и инноваций. Этими отчетами пользуются такие СМИ, как The Economist, Financial Times, BBC и The New York Times.
  • Crunchbase News — сайт с новостями из мира стартапов.

В разных источниках оценки могут различаться из-за специфики методологий, но карты единорогов все равно остаются ориентиром для предпринимателей и инвесторов.

Каким должен быть продукт будущего единорога: главное для успеха

Нет универсального рецепта, как стать единорогом. Успех стартапа зависит от многих факторов. Но есть определенные закономерности и характерные черты единорогов, актуальные на данный момент.

Сейчас портрет стартапа-единорога выглядит так
Сейчас портрет стартапа-единорога выглядит так

Страна. В 2023 году больше половины компаний-единорогов находятся в США, на втором месте — Китай. Значит, в этих странах больше возможностей для привлечения инвестиций и роста числа частных стартапов.

Клиент. Большая часть единорогов обслуживает сферу B2C, то есть создает продукты не для компаний, а для конечных потребителей — людей. Например, крупные юникорны вроде SHEIN, Canva и ByteDance работают в сфере B2C.

Ниша. Изменения происходят регулярно: сейчас ведущие ниши — это финтех, программное обеспечение и сервисы, e-commerce. Но еще несколько лет назад лидером был ретейл. Поэтому не стоит делать ставку только на этот критерий.

Масштабируемость. Задача юникорнов — поиск инвестиций и быстрый рост, значит, у проекта должен быть потенциал для масштабирования. Но потенциал стартапа выражается не только в наличии спроса на рынке, важна и цель компании.

Единороги выбирают масштабную преобразующую цель, MTP, вроде цели Google — организовать мировую информацию. MTP — это очень амбициозная глобальная цель, которая помогает команде мыслить нестандартно и изобретать решения.

Инновационность. Единороги изобретают новые решения или создают совершенно новые рынки. Например, Илон Маск начал работу над SpaceX и создал новую нишу, а теперь компания входит в тройку самых дорогих юникорнов.

Можно быть инновационным и в менее глобальной сфере. В свое время сервисы доставки продуктов тоже сильно удивили рынок. А сейчас они стали частью рутины.

Технологичность. Юникорны задействуют технологии. В самом начале они используют бесплатные ресурсы, но быстро переходят на бизнес-инструменты, которые автоматизируют и ускоряют процессы.

А еще компании-единороги сами создают технологии. В 2018 году почти 90% всех юникорнов находились в сфере создания программного обеспечения.

Больше полезных статей на сайте Бизнес-секретов.