Найти тему
Верни консоль

Baldur’s Gate 3 — это нишевая игра? А что вообще такое «нишевая игра»?

Оглавление

На эти размышления меня натолкнули споры (не срачи, попрошу заметить) вокруг Baldur’s Gate 3 в сети. Потому что так называемые CRPG в целом считаются нишевым жанром, но Baldur’s Gate 3 на хайпе и продаётся миллионными тиражами. Так что тогда такое нишевая игра?

Термин занятный, в одном случае он абсолютно понятен, в другом начинает размываться

Например, симуляторы дальнобойщиков или машинистов поездов — определённо «ниша». С этим никто не станет спорить, учитывая, что в таких играх нужно выполнять действия, которые только «особым» игрокам покажутся увлекательными. Но что насчёт шутеров от первого лица или условной «фифы»? Стрелять и пинать мяч тоже нравится не всем, но аудитория у подобных игр такая огромная, что как-то странно называть её нишевой. Хотя ниша в принципе может быть насколько угодно большой.

Я считаю, что «нишевость» игры или жанра определяется тем, насколько богатый игровой опыт нужно иметь, чтобы погрузиться.

Возьмём для примера эксклюзивы Sony: Horizon, God of War, Ratchet & Clank. Это экшен-RPG, типа слэшер и трёхмерный платформер. Игры в этих жанрах могут быть нишевыми. Та же Neon White — это 3D-платформер, но её поймёт куда меньше людей, чем Ratchet & Clank: Rift Apart и дело не только в графике. Но конкретно эти три игры настолько дружелюбны к игроку, так доступно преподносят свои механики и размывают собственную жанровую принадлежность, что ворваться в них можно с нулевым опытом, впервые купив консоль. Поэтому их нишевыми никак не назовёшь.

Нельзя недооценивать, какой вклад в популярность Baldur's Gate 3 сделала ставшая мемом сцена с медведем
Нельзя недооценивать, какой вклад в популярность Baldur's Gate 3 сделала ставшая мемом сцена с медведем

Но у нас есть Baldur’s Gate 3. Игра красивая, яркая и распиаренная — настоящая современная RPG

Но мне достаточно поиграть в неё пару часов, чтобы понять, что она-то остаётся нишевой. Достаточно посмотреть на экран создания персонажей с десятками характеристик, заклинаний и длинными описаниями всего подряд. Достаточно посмотреть на интерфейс, в котором и с тридцатилетним игровым опытом можно поначалу запутаться — порой слишком много кликов надо сделать и слишком много окошек пережить, чтобы выполнить несложные по меркам массовых экшен-RPG действия. Достаточно прочувствовать темп игры.

Пошаговая боевая система, пятая редакция правил D&D под капотом, тонны лута с десятками параметров, проверки характеристик в диалогах — всё туда же. Но, кажется, сделать CRPG иначе просто невозможно — начнёт размываться основа жанра, получится Jade Empire и Mass Effect. Или «Ведьмак 3». Поэтому и сам жанр я считаю нишевым. Baldur’s Gate 3 — действительно вирусная аномалия, которая наверняка привлекла к себе немало игроков с малым игровым багажом за спиной, ранее не игравших в «настоящие» CRPG. Но фанатами жанра среди них станут единицы. И единицы же допройдут Baldur’s Gate 3.

Не забывайте подписываться на мой телеграм-канал и поддерживать меня на Boosty подпиской или просто донатом, если вам нравится то, что я делаю.