Что происходит с мозгом при алкоголизме и наркомании?
Взгляд с точки зрения нейропсихологии
Каждый, наверное, слышал о вредном влиянии алкоголя и наркотиков на мозг. Сегодня мы попытаемся разобраться, в чем именно состоит этот вред. Почему при употреблении одного ПАВ в большей страдает память, другого – мотивация, и практически всех – критика к своему состоянию, способность прогнозировать результат своих действий?
Для начала несколько слов о самом нейропсихологическом подходе. Это нейронаука, возникшая на стыке физиологии, психологии, неврологии и нейрохирургии. Основоположником нейропсихологии в 40-50 е гг. прошлого века в Советском Союзе стал А.Р. Лурия. Метод активно развивался после Великой отечественной войны. Вызовом для медицины того времени стало большое число лиц с последствиями ранений головы и нарушением высших психических функций. Естественно, такие пациенты нуждались в новых подходах к лечению и реабилитации. К высшим психическим функциям (ВПФ) относят память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.
Нейропсихология рассматривает мозг как материальное вместилище сознания и считает его сложной системой, для успешного функционирования которой важно четкое взаимодействие ее частей. Лурия условно разделил все мозговые структуры на три функциональных блока. Каждый из блоков имеет свои задачи и формируется в определенном возрасте.
Далее будет много названий мозговых структур, понятных для тех, кто «в теме». Если эти названия Вам ни о чем не говорят, прочитайте эту часть «по диагонали», дальше будет понятнее.
Первый функциональный блок – энергетический. В его задачи входит поддержание общего тонуса мозга, мотивация, внимание, память, хранение и переработка информации, эмоциональные проявления, поддержание бодрствования. К этому блоку относятся ретикулярная формация ствола мозга, структуры среднего и промежуточного мозга, лимбическая система, медиобазальные отделы лобных и височных долей. Если не вдаваться в дебри анатомии, это самые нижние (в прямом смысле этого слова, расположенные на основании черепа) отделы. В популярной литературе встречается термин «рептильный мозг» - это вот примерно он и есть. Также в задачи первого блока входит регуляция вегетативной нервной системы и поддержание жизненных функций (дыхания, температуры, давления и пр.). Если провести аналогию с компьютером – это «железо», блок питания. Этот блок формируется раньше всех - большинство структур сформированы уже к моменту рождения, окончательное созревание блока завершается в течение первых лет жизни. Блок ответствен за «я хочу!» и эмоциональное подкрепление деятельности. Нарушения соответствующих структур приводят к ухудшению концентрации внимания, снижению памяти, утомляемости, снижению мотивации к деятельности, нарушению циклов сна и бодрствования. Что может вызвать такие нарушения? Любые неполадки в организме – заболевания, переутомление, метаболические нарушения. Когда работа этого блока нарушена, энергии мало – обесточен весь остальной мозг. Если Вам случалось болеть гриппом или другим ОРВИ с повышением температуры, то это состояние Вам знакомо: мозг включает «режим выживания» в ущерб работе более сложных психических функций.
Второй функциональный блок – приема и переработки информации. Аналогия - устройства ввода у компьютера (микрофон, клавиатура, видеокамера и пр.). Включает в себя периферические отделы зрительного, слухового и кинестетического анализаторов и задние отделы коры головного мозга. За переработку зрительной информации отвечают затылочные боли, слуховой – височные, кинестетической- теменные. Их нейроны опосредованно получают информацию от рецепторов органов чувств. Восприятие – штука непростая, она включает в себя не только оценку характеристик объекта (например, размера, цвета, удаленности и т.д.), но и сопоставление с уже имеющейся в памяти информацией. Таким образом нам удается узнавать знакомые лица, места, звуки и т.д. Это называется гнозис (нарушение, соответственно – агнозия). Но есть и более сложные формы восприятия, за которые отвечают ассоциативные зоны коры. Самой главной ассоциативной зоной является зона ТРО (от лат. Temporalis– parietalis – occipitalis) – зона, на границе височной, теменной и затылочной областей.
Она отвечает за восприятие сложных пространственно-временных отношений и конструкций, разрядного строения числа, символики, сложных речевых оборотов, отражающих временную последовательность и взаимоотношения между объектами. Нарушения в работе этого блока случаются либо как следствие неполадок в первом блоке, либо при непосредственном поражении нейронов (например, при интоксикациях, инсульте или опухоли). Проявляются они в виде разного рода агнозий – невозможности узнавания предметов, лиц, звуков, слов, предметов на ощупь, ориентировки в пространстве и т.д. Начальные, незначительные проявления нарушений гнозиса выявляются только с помощью специальных нейропсихологических тестов.
Третий функциональный блок – блок программирования и контроля за деятельностью. В него входит кора конвекситальной поверхности лобных долей (то есть той поверхности, которая прилежит к своду черепа и на схеме выше выделена голубым цветом. У лобных долей есть еще нижняя поверхность, которая лежит на основании черепа, и медиальные, которыми лобные доли соприкасаются друг с другом. Эти отделы на схеме не видны и относятся к первому функциональному блоку. В дальнейшем для краткости конвекситальные отделы коры лобных долей я буду называть «лобная кора»). Третий функциональный блок отвечает за регуляцию произвольных движений, постановку целей, планирование и контроль за достижением цели, абстрактно-логическое мышление. Блок формируется последним – заканчивается его формирование к 21 году. Если проводить аналогию с компьютером – это процессор. По сути, деятельность лобной коры и делает взрослого человека взрослым человеком в привычном для нас понимании. Возможность планирования, предвидения результата собственных действий, ответственность, соотнесение потребностей и возможностей, оценка адекватности поведения внешним условиям – это все результат эффективной работы лобной коры. Нарушения работы этого блока могут быть вызваны черепно-мозговой травмой, опухолью, нейродегенеративным заболеванием, сосудистыми нарушениями, инфекциями, интоксикациями и пр. В наиболее тяжелом варианте (при двустороннем поражении) это проявляется в бездеятельности, аспонтанности, невозможности сложных двигательных актов. Появляется тенденция к стереотипным простым действиям (например, больной постоянно теребит одежду, постель) и персеверациям (на все вопросы отвечает однотипно: «Как дела?» - «Нормально»; «На что жалуетесь?» - «Нормально» и т.д.) Поскольку контролирующая роль лобной коры ослабевает, верх берут «низшие инстинкты», желание немедленного удовлетворения своих потребностей без оглядки на социум. В тяжелых случаях речь идет о прожорливости, постоянной мастурбации. Иногда проявлением лобных нарушений может стать эйфория, дурашливость, отсутствие критики к своему состоянию, нарушение памяти. В начальных, легких случаях проявления повреждения лобной коры можно обнаружить только при проведении нейропсихологических тестов.
Продолжение в следующей статье