Найти тему

Что мы забываем, выбирая учебники?

«Я вот посмотрела, нашла такие классные, понятные! А вот эти – дурацкие, тупые, неинтересные!» Кто не сталкивался с этим? На семейной форме мы можем сами выбрать учебники для своих детей. А это такой соблазн найти книгу своей мечты!

Самое печальное в этом то, что родители приравнивают ребенка к себе. Вот, Вам сейчас, вероятно, около 30 лет или больше. А ребенку перед Вами… Шесть? Семь? Двенадцать? Это вы в 3 – 5 раз старше, чем тот, кому Вы выбираете учебник. У вас свой жизненный опыт, свой путь, а еще Вы уже закончили школу, колледж или университет. И Вы оцениваете учебник ребенка. И принимаете решение, подходит или нет… Чем Вы при этом руководствуетесь? Своим мнением. А учиться по нему будет ребенок. Не находите ли Вы, что это сродни тому, что Вы придете в магазин, а Ваш ребенок выберет Вам одежду, прическу и макияж? Будете ли Вы довольны его образом?

Все это усугубляется тем, что родители ждут, что ребенок оправдает их ожидания и будет любить то, что выбрали родители. Ну, вроде как Вас привели на концерт и требуют, чтобы вы не просто высидели, но и поистине восхищались исполнением.

Порой, конечно, все складывается так, как нужно – мы пальцем в небо попадаем, и ребенку тоже нравится учебник, который мы ему выбрали. Но так бывает не всегда.

Так как же быть? Как выбрать учебники?

Ну, смотрите, первое, что нужно усвоить – Вы не есть Ваш ребенок. Он не обладает ВАШИМ опытом, ВАШИМИ знаниями. Это Вы знаете, что такое интеграл, а первоклашка – нет. Взяли учебник «с математическим уклоном»? Посмотрите, насколько комфортно ребенку. Если Ваш сын или дочь с трудом считает, то брать сложную программу просто нелепо. И аргумент: «Разберется и поймет», - не всегда работает. Можно знать и не любить, можно не знать и потому ненавидеть. Но и даже если «разберется и поймет» нужно начинать плавно, от простого к сложному.

Вторая проблема, которую видят родители – «избыточность заданий». Для кого их много? Для Вас, дорогие родители. Не для ребенка. Помимо того, что ученик должен понять, он должен присвоить знания, запомнить их, научиться их вспоминать тогда, когда это требуется. В свое время Вы нарешали несколько сотен примеров по каждой теме, именно поэтому Вы можете, знаете, умеете, считаете это простым. Почему решаете, что ребенок должен быть в несколько раз умнее Вас? На каком основании? Позвольте ребенку долго и старательно изучать предмет.

«Картинки там дурацкие». Ну, да, возможно, дурацкие. А возможно, именно Вашему малышу они понравятся и подойдут. Ваш муж не должен нравиться Вашим родителям так, как Вам. Это будет странно. Но почему Вы выбираете партнеров по учебе своему ребенку? Не правильнее ли поговорить с ребенком об этом?

Наконец, «ребенок должен знать математику/русский/иностранный/физику/химию»… Ну, ребята, come on! Это глупость. Ребенок должен быть счастливым, здоровым, уметь самостоятельно жить, когда придет время. Он должен уметь переходить дорогу, варить борщ или зарабатывать деньги в таком количестве, чтобы ежедневно появляться в местах общепита. А это значит, что школьная программа – необязательный бонус. Или Вы на полном серьезе разлюбите свою кровиночку, если она не станет нобелевским лауреатом? Ну, дорогие мои, так лучше просто сразу не любите, сдайте в детдом. Это будет честно, потому что это значит, что Вы уже сейчас НЕ любите своего ребенка.

Так, значит, предлагаете оставить ребенка без образования? Ну, конечно, нет! Скорее, наоборот. Но вот профиль образования пусть уж лучше ребенок выберет сам. В конце концов, потянуть программу по любому предмету можно в любой момент, когда ребенок пожелает. Да, придется поднапрячься, но вполне реально выучить математику, химию или физику за 1-2 года. Вот только при чрезмерной нагрузке по неинтересному предмету вызовет отвращение. И тогда точно не получите Вы математика или химика. Ориентируйтесь на «хорошо» при изучении любого предмета. От этого можно будет оттолкнуться и дойти до «отлично», а у ребенка будет больше времени на жизнь и право выбора.

«Ребенок не может самостоятельно выбрать учебник!» Да, самостоятельно – не сможет класса до 4-5. Но тогда для чего тут Вы? Ваше мнение тоже важно при выборе пособий, ведь и Вы будете взаимодействовать учебники. Но не следует брать на себя больше, чем необходимо. И чем старше будет ребенок, тем больше должно учитываться его мнение. При правильно организованном семейном обучении для нормотипичных детей уже к пятому классу участие родителей сводится к минимуму. Дети сами начинают интересоваться содержимым книг. И, да, их мнению стоит доверять.