Найти в Дзене
Живописные истории

«Раскопки в Помпеях» художника Якоба Филиппа Хаккерта, 1779 г.

Вид, открывающийся в сторону Кастелламаре и Соррентинского полуострова, охватывает раскопанный район Помпей в том виде, в каком он появился в конце 18 века.

Большое открытое пространство в центре — это Театр, слева — треугольный Форум, а рядом с ним — Казармы гладиаторов и Квадрипортик.

В крайнем левом углу находится Одеум, или малый театр, а справа, за его экранирующей стеной, находится наиболее хорошо сохранившаяся и наиболее сильно разграбленная из святынь Помпеи — храм Исиды.

«Раскопки в Помпеях» художника Якоба Филиппа Хаккерта, 1779 г.
«Раскопки в Помпеях» художника Якоба Филиппа Хаккерта, 1779 г.

После того, как роман Эдуарда Булвер-Литтона "Последние дни Помпеи" (1834) придал драматическую форму тому, что уже было ярко представлено в знаменитых письмах Плиния Младшего к Тациту, — человеческой трагедии, связанной с поглощением города и его жителей горячим пеплом от извержения Везувия в 79 году нашей эры, и с тех пор как раскопки обнажили так много из этого, Помпеи стали главным археологическим памятником, о которых все слышали.

Однако в 18 веке, когда он был впервые обнаружен, это было не так.

В то время его затмил город Геркуланум.

Отчасти это было связано с тем, что Геркуланум был обнаружен раньше — систематические раскопки начались в 1738 году и энергично продолжались до 1765 года, когда внимание переключилось на Помпеи и Стабию, — но также и с тем, что первоначально эти погребенные города представляли интерес исключительно как каменоломни для добычи античной скульптуры, настенных росписей, папирусов, бронзы, и так далее, а самые впечатляющие находки такого типа были сделаны в Геркулануме.

Кроме того, оба места находились под королевским контролем, и Карлос III (1716-1788), король Обеих Сицилий и, в конечном счете, Испании, запретил доступ к раскопкам в Геркулануме всем, кроме очень немногих, и не пускал посетителей в музей раскопанных древностей в Портичи, так что немногочисленные зарисовки или заметки о находках, придавали Геркулануму ауру запретного плода.

Лишь позже в том же столетии, когда большая архитектурная сохранность реликвий в Помпеи (отчасти из-за способа их разрушения пеплом, а не лавой, отчасти из-за того, что, будучи погребенным менее глубоко и без последующих построек над ними, их можно было обнажить путем надлежащих раскопок, а не созданием специальных туннелей, как это было в Геркулануме), интерес к Помпеям стал равняться интересу к Геркулануму.

Кроме того, как только полнота сохранившихся Помпей дала многочисленные свидетельства того, где и как на самом деле жили римляне, интерес к этому аспекту Античности начал преобладать над прежним, вызывающим интерес исключительно к произведениям искусства.

Рисовать настоящие раскопки — в отличие от руин — ради них самих было чем-то новым, и в этом первопроходцем, по-видимому, был Томас Джонс, сделавший набросок античного здания, обнаруженного в Каве на вилле Негрони в Риме.

Томас Джонс "Раскопки античного здания в Каве на вилле Негрони, Рим"
Томас Джонс "Раскопки античного здания в Каве на вилле Негрони, Рим"

Однако его в какой-то степени предвосхитил Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778), который в 1770-х годах совершил ряд визитов в Геркуланум и Помпеи, запечатлив свои впечатления о зловещем запустении последних, в частности, в серии ярких рисунков, некоторые из которых позже были выгравированы и опубликованы его сыном Франческо в «Les antiquités de la Grande Grèce».

Джованни Баттиста Пиранези  "Гробница Истацидов, Помпеи", 1777 г.
Джованни Баттиста Пиранези "Гробница Истацидов, Помпеи", 1777 г.

Возможно, именно эти художники, а также, визит в Италию в 1787-88 годах Гёте, для которого Якоб Филипп Хаккерт (1737-1807) добился разрешения посетить музей в Портичи и которому он преподавал рисование, вдохновили Хаккерта, который ранее не проявлял никакого интереса к изображению раскопок, несмотря на свое участие в работе музе, нарисовать гуашью шесть мест в Помпеях и заказать их гравировку у своего брата Георга.

Он сообщил о них своему другу Генриху, барону фон Оффенбергу, в декабре 1792 года так: "Это были новые курьезы для общественности Европы" — показывая тем самым, что он понимал, что при новом порядке, установленном Французской революцией, такие раскопки стали предметом общественного интереса, а не просто собственностью отдельного правителя — хотя по-прежнему только с разрешения Фердинандо IV он мог нарисовать их.

Якоб Филипп Хаккерт "Геркуланские ворота в Помпеях", 1794 г.
Якоб Филипп Хаккерт "Геркуланские ворота в Помпеях", 1794 г.

Когда картина «Раскопки в Помпеях» Хаккерта была выставлена на продажу в 1827 году, было сказано, что: "Эта картина была написана по заказу знатного владельца".

Поэтому считается, что эта картина была написана до марта 1799 года, когда братья Хаккерт, чей дом уже был разграблен неаполитанцами Лаццарони, были вынуждены покинуть Неаполитанское королевство и перебраться в Тоскану из-за вывода французских войск, которые с момента их вторжения гарантировали закон и порядок в городе.