На связи практикующий и обучающий психолог Даниил Макаров из центра «Солас».
Начну со своей истории: на днях я впервые за 7 лет сел за руль автомобиля, пошел в автошколу. И честно говоря, очень боялся и тревожился (это, к слову, о том, бывает ли подобное с психологами). Но мои ощущения тревоги удивительным образом прошли, так как на этот раз мне попался очень хороший инструктор, который был расслаблен, мягко корректировал мое движение и главное, доверял мне. Для меня это пример хорошего специалиста: фигура рядом с тобой устойчива, нацелена на помощь, поддерживает своим бодрым настроем и верой в тебя.
История первого клиента, для сравнения.
Мужчина, 45 лет, живет в Англии.
На днях он посетил психотерапевта по моей рекомендации. Дело в том, что я заподозрил у него симптомы биполярно-аффективного расстройства, и сказал, что скорее всего, нужно будет корректировать имеющуюся циклотимию лекарствами. Я наблюдаю его уже некоторое время, и действительно, вне зависимости от перемены образа жизни, у мужчины имеют место некие неконтролируемые сбои дофаминоргической системы.
И что же? Психиатр назвал моего клиента попросту ленивым человеком, симулянтом, не имеющим способности получать удовольствие от своей лени. Сказал, что лекарственная корректировка ему не нужна. Сравните: есть психиатр, который вроде бы должен быть ориентирован на клиента и эффективную ему помощь. Но мой клиент уходит от него фрустрированным и с навязанным чувством вины. И есть инструктор по вождению, от которого, согласно стереотипам, я ожидаю, что он будет подавлять и ругаться. Но… ухожу от него в состоянии покоя, заземленным, в уверенности в собственных силах. Это тот случай, когда ожидания капитальным образом не совпадают с реальностью.
И это показывает, как важна позиция специалиста рядом с нами. Более правильным, как для специалиста, так и для клиента всегда будет композиционный метод восприятия. Под ним я предполагаю составление представлений о ситуации и о себе, которое опирается, прежде всего, на ощущения. Мы идем не от своего представления «как должно быть», а от того, как мы чувствуем себя «здесь и сейчас»:
• Что происходит в теле?
• О какой эмоции говорит это ощущение?
• Что для нас значит эта эмоция?
• Что происходит? Что это за ситуация?
Именно так мне помог поступить мой инструктор по вождению, обратив внимание на мои ощущения от вождения автомобиля, на чувства и сознание. Я ощущал тревогу, связанную с идеей о том, что совершенно не умею водить, и ситуация крайне опасна. Но инструктор подметил это и дал мне опору на своё чувство спокойствия и представление о ситуации. Моему же клиенту из Англии заменили его картину мира на ощущение вины и стыда. И это, кстати, очень распространено у медиков. Отвечая на вопрос «почему», плавно перейдем ко второй истории.
Итак, почему медики навязывают нам чувство стыда, когда у них самих оно отсутствует? Прежде всего, важно понять, что это профессиональная деформация. Потому что имея подобные чувства, медицинский работник затапливался бы ими и тонул в неспособности помочь. Но в большинстве случаев в профессию медика приходят как раз из-за того, что на них влияет вытесненные вина и стыд, и это заставляет их оправдывать свое существование помощью другим людям.
История вторая.
Женщина, 42 года, живет в России.
История этой клиентки состоит в том, что она винит себя, потому как не смогла спасти жизнь своей матери, когда сама была подростком, и проводила во время ее болезни определенное количество времени с друзьями. Врачи, когда моя клиентка навестила маму в больнице, обвинили ее в том, что она недостаточно заботится о ней. Прошли годы, это чувство выросло и превратилось в стойкую психологическую травму. И выстрелило, испортив способность моей клиентки быть матерью, испортив ее отношения с детьми… С чем мы сейчас и работаем.
Обе истории клиентов, да и моя тоже, — они о том, как вы чувствуете себя рядом со специалистами? Более здоровыми, более уверенными? Или у вас появляется ощущение несостоятельности, навязанное желание умаслить специалиста, доказать ему, что вы ни в чем не виноваты? Во втором случае специалист работает не как помощник: его задача состоит в том, чтобы подчеркнуть свой авторитет и создать у вас комплекс неполноценности. Уходите от таких «профи».
Лучше, чтобы специалист был рядом, развернул лицом к реальности и помог обрести опору внутри себя. Желаю, чтобы вам встречались именно такие.
Подписывайтесь на наш блог, здесь многое о секретах практической психологии.