Найти в Дзене
Вячеслав Мусатов

Как создавать качественные вещи? Как для этого используются разные науки?

Одной из ключевых задач любой профессиональной деятельности является создание вещей высокого качества. Качественные товары, услуги, технологии. Качественно построенные организации, эффективно выполняющие свои функции – коммерческие или общественные. Думаю, что все люди хотели бы потреблять качественные вещи в своей жизни. Особенно в современном мире, когда глобализация повышает конкуренцию среди производителей, а потребители становятся очень требовательными? В этих условиях качество – это путь для профессиональной реализации в любой области.

Но как с этим качеством работать, как повышать его? Мы можем проанализировать любые сферы деятельности, от производства ракет до съёмки фильмов. И везде мы найдём продукцию разного уровня качества. Разбирая способы достижения высокого качества, мы увидим, что оно всегда складывается из сочетания разных подходов: гуманитарных, естественно-научных и математических. Если какому-то из них уделили недостаточное внимание, то у продукта возникают существенные недостатки, либо вообще его производство становится неосуществимым.

Не случайно образовательные системы в мире стараются сформировать у учащихся комплексную базу знаний, навыков, пониманий в гуманитарных, естественных и математических вопросах. Это даёт людям шанс вырасти и создавать что-то качественное в своей профессии. Для того, чтобы найти место в этом мире, нужно предложить то, что нужно миру. Тогда можно получать от мира то, что нужно тебе.

Гуманитарное знание – от слова human, человек. Знание о человеке и общества. Оно изучает то, что важно для человека. Стремления человека, его ощущения, восприятие, мировоззрение, достоинство, индивидуальность. Гуманитарные подходы могут отвечать на вопросы о том, что в нашем мире является целесообразным, значительным, интересным, удобным, приемлемым, красивым. Это оценочные характеристики, которые даёт человек и общество тем или иным вещам. И эти характеристики являются частью качества продукта в целом. Но для формирования комплексного качества этих оценочных характеристик недостаточно.

Естественные науки описывают природу того мира, в котором мы живём. Они, в свою очередь, условно разделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки описывают законы реальности. Они, если говорить упрощённо, отвечают на вопросы о том, что реально, а что нет. И пытаются объяснить, почему в нашем мире так происходит. Прикладные науки опираются на фундаментальную картину мира и отвечают на более практические вопросы: какими методами можно практически реализовать то, что теоретически должно быть возможно.

Вот например, фундаментальная физика и химия говорят, что тела состоят из молекул. От строения молекул зависят свойства вещества. На строение молекулы можно влиять и создавать вещества с нужными свойствами. Потом включается прикладная наука и ищет, как синтезировать материал, из которого можно изготовить высококачественную подошву кроссовок, обладающие требуемыми потребительскими свойствами.

Но и естественных наук недостаточно. Математика позволяет выйти за границы нашего реального мира и оперировать воображаемыми объектами, решить с ними какую-нибудь сложную задачу. Потом вернуться в наш реальный мир и найденное решение применить здесь. Можно вычислить массу Земли, Солнца, Луны, не имея возможности их экспериментально взвесить. А можно создать математическую модель кроссовок, которая описывает сотни параметров этого продукта во взаимосвязи между собой и с итоговыми потребительскими качествами. Используя эту модель, можно вычислить, как изменять параметры кроссовок, чтобы повысить их качество.

Те же методические подходы применимы к другим видам продукции: еда, одежда, автомобили, дома, градостроительные решения. К сожалению, в школьном курсе математики не изучают те формулы и модели, по которым проводятся такие вычисления, это относится к промышленным секретам. Но обладая стандартной матподготовкой, можно хотя бы эти формулы понять и приступить к работе с ними. Или попробовать разрабатывать свои прикладные методы.

Или, например, производство фильмов. Что нужно, чтобы снять качественное кино? Нужны интересные идеи. Что является интересным – на это ответят гуманитарные подходы к исследованию. Нужна своя фундаментальная наука, чтобы понять, что вообще возможно снять хотя бы теоретически. Нужна прикладная наука, дающая методы съёмки: как именно снимать. И нужна своя математика, количественный анализ. Нужно посчитать массу параметров: какая оптимальная продолжительность должна быть у ленты? Сколько сцен? Сколько планов в каждой из сцен? Сколько метров или сантиметров должно быть от объекта до камеры? Сколько света должно быть в кадре? Как должна быть композиция кадра? И ещё целый вагон параметров. Можно в каждую секунду вложить много этих вычислений.

Тогда критики и зрители скажут, что у фильма качественная операторская и режиссёрская работа, его приятно смотреть. Сцены выглядят не скучно, но и не утомляюще. Содержание видеоряда логично соответствует сюжету и раскрывает замысел. А можно просто включить кнопку на видеокамере, как-нибудь снять и выпустить. Но тогда фильм не спасёт ничего, даже если в него заложены интересные идеи.

Поможет ли школьная математика производить такие вычисления? Ведь нам в школе не дают формулу, по которой можно вычислить, сколько сцен надо снять в каждого эпизоде какого-нибудь сериала – 10 по 2 минуты? Или 40 по половине минуты? Но мы можем эти формулы создавать и уточнять, совмещая гуманитарные подходы и навыки количественного анализа, сформированные при решении тех же квадратных уравнений.

Можно ещё много рассуждать о разных аспектах качества. Например, как создать эффективно работающую организацию? Можно ходить по офису или по торговому залу и наблюдать, как работают сотрудники, всё ли в порядке. Но этот подход крайне слабый. Для того, чтобы действительно управлять качеством организации, нужно его полноценно оценивать. А для этого, в свою очередь, используется статистический анализ. Парадокс в том, что когда Вы как руководитель смотрите на рабочие процессы напрямую, Вы видите очень мало. А поднимая статистику и применяя к ней грамотные аналитические методы, Вы сразу видите ситуацию гораздо более полно. А тот, кто владеет картиной событий, имеет возможности на эту ситуацию влиять.

Таким образом, качество – это необходимое условие любой современной деятельности. Для достижения качества нужна научно-методическая база. И в этой базе математика и количественный анализ занимают одно из значительных мест. А изучение школьной программы по математике является универсальным путём освоить методы вычисления, логического рассуждения, доказательства, поиска оптимального решения. Если специалисты стремятся к созданию качественного продукта, могут потребоваться те формулы, которые изучаются по программе. А может потребоваться создание своих формул. Но навык аналитического количественного и качественного мышления в любом случае будет полезен на этом пути.