Одной из ключевых задач любой профессиональной деятельности является создание вещей высокого качества. Качественные товары, услуги, технологии. Качественно построенные организации, эффективно выполняющие свои функции – коммерческие или общественные. Думаю, что все люди хотели бы потреблять качественные вещи в своей жизни. Особенно в современном мире, когда глобализация повышает конкуренцию среди производителей, а потребители становятся очень требовательными? В этих условиях качество – это путь для профессиональной реализации в любой области.
Но как с этим качеством работать, как повышать его? Мы можем проанализировать любые сферы деятельности, от производства ракет до съёмки фильмов. И везде мы найдём продукцию разного уровня качества. Разбирая способы достижения высокого качества, мы увидим, что оно всегда складывается из сочетания разных подходов: гуманитарных, естественно-научных и математических. Если какому-то из них уделили недостаточное внимание, то у продукта возникают существенные недостатки, либо вообще его производство становится неосуществимым.
Не случайно образовательные системы в мире стараются сформировать у учащихся комплексную базу знаний, навыков, пониманий в гуманитарных, естественных и математических вопросах. Это даёт людям шанс вырасти и создавать что-то качественное в своей профессии. Для того, чтобы найти место в этом мире, нужно предложить то, что нужно миру. Тогда можно получать от мира то, что нужно тебе.
Гуманитарное знание – от слова human, человек. Знание о человеке и общества. Оно изучает то, что важно для человека. Стремления человека, его ощущения, восприятие, мировоззрение, достоинство, индивидуальность. Гуманитарные подходы могут отвечать на вопросы о том, что в нашем мире является целесообразным, значительным, интересным, удобным, приемлемым, красивым. Это оценочные характеристики, которые даёт человек и общество тем или иным вещам. И эти характеристики являются частью качества продукта в целом. Но для формирования комплексного качества этих оценочных характеристик недостаточно.
Естественные науки описывают природу того мира, в котором мы живём. Они, в свою очередь, условно разделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки описывают законы реальности. Они, если говорить упрощённо, отвечают на вопросы о том, что реально, а что нет. И пытаются объяснить, почему в нашем мире так происходит. Прикладные науки опираются на фундаментальную картину мира и отвечают на более практические вопросы: какими методами можно практически реализовать то, что теоретически должно быть возможно.
Вот например, фундаментальная физика и химия говорят, что тела состоят из молекул. От строения молекул зависят свойства вещества. На строение молекулы можно влиять и создавать вещества с нужными свойствами. Потом включается прикладная наука и ищет, как синтезировать материал, из которого можно изготовить высококачественную подошву кроссовок, обладающие требуемыми потребительскими свойствами.
Но и естественных наук недостаточно. Математика позволяет выйти за границы нашего реального мира и оперировать воображаемыми объектами, решить с ними какую-нибудь сложную задачу. Потом вернуться в наш реальный мир и найденное решение применить здесь. Можно вычислить массу Земли, Солнца, Луны, не имея возможности их экспериментально взвесить. А можно создать математическую модель кроссовок, которая описывает сотни параметров этого продукта во взаимосвязи между собой и с итоговыми потребительскими качествами. Используя эту модель, можно вычислить, как изменять параметры кроссовок, чтобы повысить их качество.
Те же методические подходы применимы к другим видам продукции: еда, одежда, автомобили, дома, градостроительные решения. К сожалению, в школьном курсе математики не изучают те формулы и модели, по которым проводятся такие вычисления, это относится к промышленным секретам. Но обладая стандартной матподготовкой, можно хотя бы эти формулы понять и приступить к работе с ними. Или попробовать разрабатывать свои прикладные методы.
Или, например, производство фильмов. Что нужно, чтобы снять качественное кино? Нужны интересные идеи. Что является интересным – на это ответят гуманитарные подходы к исследованию. Нужна своя фундаментальная наука, чтобы понять, что вообще возможно снять хотя бы теоретически. Нужна прикладная наука, дающая методы съёмки: как именно снимать. И нужна своя математика, количественный анализ. Нужно посчитать массу параметров: какая оптимальная продолжительность должна быть у ленты? Сколько сцен? Сколько планов в каждой из сцен? Сколько метров или сантиметров должно быть от объекта до камеры? Сколько света должно быть в кадре? Как должна быть композиция кадра? И ещё целый вагон параметров. Можно в каждую секунду вложить много этих вычислений.
Тогда критики и зрители скажут, что у фильма качественная операторская и режиссёрская работа, его приятно смотреть. Сцены выглядят не скучно, но и не утомляюще. Содержание видеоряда логично соответствует сюжету и раскрывает замысел. А можно просто включить кнопку на видеокамере, как-нибудь снять и выпустить. Но тогда фильм не спасёт ничего, даже если в него заложены интересные идеи.
Поможет ли школьная математика производить такие вычисления? Ведь нам в школе не дают формулу, по которой можно вычислить, сколько сцен надо снять в каждого эпизоде какого-нибудь сериала – 10 по 2 минуты? Или 40 по половине минуты? Но мы можем эти формулы создавать и уточнять, совмещая гуманитарные подходы и навыки количественного анализа, сформированные при решении тех же квадратных уравнений.
Можно ещё много рассуждать о разных аспектах качества. Например, как создать эффективно работающую организацию? Можно ходить по офису или по торговому залу и наблюдать, как работают сотрудники, всё ли в порядке. Но этот подход крайне слабый. Для того, чтобы действительно управлять качеством организации, нужно его полноценно оценивать. А для этого, в свою очередь, используется статистический анализ. Парадокс в том, что когда Вы как руководитель смотрите на рабочие процессы напрямую, Вы видите очень мало. А поднимая статистику и применяя к ней грамотные аналитические методы, Вы сразу видите ситуацию гораздо более полно. А тот, кто владеет картиной событий, имеет возможности на эту ситуацию влиять.
Таким образом, качество – это необходимое условие любой современной деятельности. Для достижения качества нужна научно-методическая база. И в этой базе математика и количественный анализ занимают одно из значительных мест. А изучение школьной программы по математике является универсальным путём освоить методы вычисления, логического рассуждения, доказательства, поиска оптимального решения. Если специалисты стремятся к созданию качественного продукта, могут потребоваться те формулы, которые изучаются по программе. А может потребоваться создание своих формул. Но навык аналитического количественного и качественного мышления в любом случае будет полезен на этом пути.