Найти тему
Архивариус

Не Россией единой живет коррупция

У многих людей складывается впечатление, что коррупция - это исключительно российская беда. Действительно, в России с казнокрадством и мздоимством всегда были проблемы. Связаны они были с тем, что власти вели борьбу с этим социальным злом бессистемно, относясь к нему часто с равнодушным попустительством. Даже вопиющие случаи, которые верховным властям невозможно было проигнорировать, волокитились и не доводились до суда. Но в других странах коррупция была не просто вопиющей, а подчас встраивалась в государственную систему.

Как во Франции, где в XVII веке любой желающий мог купить себе государственную должность - такие чиновники назывались "офисье". Уволить их можно было только вернув деньги, уплаченные ими за свой пост. Разумеется, офисье стремились отбить свои вложения в должность и управлялись со своими обязанностями соответствующим образом. Первым бороться с подобной практикой стал кардинал Ришелье, что закономерно вызвало к нему ненависть всего французского чиновничества, коррупционные возможности которого существенно снизились. Конечно, кардинал не мог выкупить все распроданные должности в условиях скудности государственной казны. Но освободившиеся вакансии больше не поступали в продажу и постепенно практика торговли государственными должностями удалось искоренить.

Впрочем, продажа вакантных аристократических титулов никуда не делась и сам Ришелье приобретал "аристократизм" для своей родни, не жалея денег. Да и ликвидация офисье не привела к унитожению коррупции - она просто приобрела другие формы. Не было ни одного министров финансов Франции, который не был бы в конечном итоге уличен в казнокрадстве. Впрочем, коррупция никуда не делась и сегодня.

Президент Франции Жак Ширак был признан виновным в коррупции, но к ответственности его привлечь не удалось из-за президентского иммунитета. А Николя Саркози был не только уличен в коррупции, но и привлечен к уголовной ответственности. В других европейских странах ситуация ничем не лучше - коррупционные скандалы, связанные с госзакупками в период правления страной Ангелы Меркель не утихают в Германии до сих пор. А ряд немецких корпораций были обвинены в создании тайных фондов, предназначенных для дачи взяток чиновникам в других странах. Но их сильно не карали за подобное - бизнесмены заплатили штрафы и выдохнули с облегчением, продолжая мутить то же самое, но через другие схемы.

Нужно отдать должное западным странам - там очень четко поставлена работа по заметанию проблемы под ковер. И если факты коррупции становятся достоянием общественности, то долго муссировать тему в информационном пространстве журналистам не дают. Редакторам СМИ доходчиво объясняют, что если они хотят писать о коррупции - то вот есть Россия, о коррупции в которой можно писать сколько угодно. А основы собственного государства подрывать не надо.

Лишь США на общем фоне смотрится светлой страной в этом плане. Там она легализована, органично встроена в государственную систему и названа лоббизмом. Для нее установлены ограничения и правила, которые позволяют управлять коррупционными процессами, не привлекая лишнего внимания журналистов. Впрочем, теневая коррупция там есть в не меньших масштабах, чем в других странах, просто американские власти умеют закрывать рты журналистам еще до того, как те вздумают критиковать светоч демократии и наносить на светлый образ пятна.

Поэтому и складывается впечатление, что коррупция есть только в России. В нашем-то несвободном тоталитаризме о ней можно писать сколько угодно.