Облик города
По словам старожилов, территория Китежа составляла 150 сажен в длину и 100 в ширину. То есть, примерно 320 метров в длину и примерно 213 метров в ширину (1 сажень это 2, 1336 метра).
Особенно в летописях подчеркивается его правильная геометрическая форма и это не просто так. Многие затонувшие или мистические города имеют правильные и четкие геометрические формы, считается что это некоторое зашифрованное число Божественного замысла. Также, русские церкви в деревянном и каменном зодчестве имеют форму квадрата. Во многих легендах о провалившихся храмах говорится, что на его месте остается яма правильной квадратной формы.
Град Китеж был окружен четырьмя стенами, что соответствовало четырём сторонам света.
Согласно нижегородским легендам он был сделан полностью из чистого золота. Золото считалось сакральным и драгоценным и самое главное нетленным металлом. Например, умывание водой, в которую клали золотое кольцо или монету, считалось надёжной защитой от удара молнии. У жителей Болгарии есть песня о золотом дереве, с которого спускается «молодой Бог». Золото — это достояние праведных, а золотой город соответственно – место их пребывания.
Одна из легенд, связанных с золотом Китежа, рассказывает, что до сих пор в глубинах озера Светлояр покоится сундук с золотом, прикреплённый к столбам монастырских ворот.
Не только золото, но и другие драгоценные металлы символизируют не только сакральность, но и сосредоточение магии. Например, на острове Атлантида был построен город, окруженный тремя стенами: 1 стена из меди, 2 из олова, 3 из желтой меди.
Озеро Светлояр
Само озеро Светлояр место заповедное и святое. Считается, что воды его никогда не становятся мутными и даже если бросить в него камень, то на следующий день его выбросит на другой берег. Хотя напротив, озера поглотившие города становятся мутными от грехов людей, но здесь всё по-иному.
Естественно, водам Светлояра приписывается целебная сила. «Вода целебная: ото всяких болезней. Раньше придём с ведёрочкой. Было указано место где брать. Такое место было, где от чего брать, от какой болезни».
До сих пор считается и считалось с давних времён, что к Светлояру нужно было идти пешком. И сегодня в день Ивана Купалы приезжают большое количество верующих людей. Ночью, с зажжёнными свечами и молитвой они обходят озеро три раза. При обходе озера надо соблюдать полную тишину, не оборачиваться, не допускать, чтобы кто-то обгонял.
С водой волшебного озера также следовало обращаться особым способом. Воду Светлояра нельзя было использовать для хозяйственных нужд. Также в озере нельзя было купаться, хотя сегодня этот запрет не особо соблюдается.
Источник:
Н.А. Криничная «Русская мифология. Человек на перепутье миров. Былички, бывальщины, легенды, поверья о поисках и посещениях заповедных мест и миров».
«Нижегородские христианские легенды, 1998 год.
Н.И. Толстой этнолингвистический словарь «Славянские древности», том 2.