Найти в Дзене
Две империи

Монах Сэнгай и его философские картинки

Оглавление
Автопортрет.  Сэнгай Гибон 仙厓 義梵 (1750-1837)
Автопортрет. Сэнгай Гибон 仙厓 義梵 (1750-1837)

Этот дзен-буддистский монах был известен своими противоречивыми учениями и саркастическими писаниями, а также своими юмористичными, задорными и свободолюбивыми картинками в стиле суми-э.

Родившись в семье бедного крестьянина, Сэнгай Гибон 仙厓 義梵 (1750-1837) стал настоятелем храма Сёфуку-дзи в Фукуоке. Он был монахом школы Риндзай (одна из трех основных школ дзен-буддизма в Японии). И так как учение риндзай было особо сложным для понимания непосвящённых, Сэнгай в своих писаниях старался по возможности упростить сложные моменты рисуя простые картинки. Сам он себя художником не считал:

"Мои рисунки, лишь игра с кистью и тушью это не живопись или каллиграфия. Однако несведущие люди ошибочно видят в мне художника".

Впрочем, очевидно, что Сэнгай рисовал исключительно в философских целях и его работы настолько просты и незатейливы, что производят впечатление детских рисунков. Для него важно было не добиваться визуальной правдивости, но выхватить самое основное, а уж воображение зрителя дорисует остальное.

Вселенная

Вселенная, ○△□図
Вселенная, ○△□図

Одна из самых известных картинок Сэнгая - "Вселенная" или ○△□. Круг представляет бесконечное, а бесконечное лежит в основе всего живого. Но бесконечное само по себе бесформенно, а мы, люди, наделенные чувствами и интеллектом, требуем осязаемых форм. Отсюда Треугольник - начало всех форм. Два треугольника это квадрат. Этот процесс удвоения продолжается бесконечно - это и есть Вселенная.

Нансэн убивает кошку

Нансэн убивает кошку 南泉斬貓
Нансэн убивает кошку 南泉斬貓

Иллюстрация к притче "Нансэн убивает кошку" в которой Нансэн разрубает кошку, чтобы прекратить спор между монахами.

Кандзан и Дзиттоку

Кандзан и Дзиттоку
Кандзан и Дзиттоку

Кандзан и Дзиттоку - буддийские монахи эпохи Тан. Они прославились своим необычным поведением и экстравагантными поступками. Их фигурки служили темой для нэцкэ, где они символизируют братскую любовь, взаимопонимание, гармонию космоса и согласие . Их дарили так же супругам с пожеланием жить «душа в душу», как символ « священной семьи».

Эбису

Эбису 恵比寿図
Эбису 恵比寿図

Здесь изображен один из семи богов удачи Эбису. Усталый, но довольный он возвращается с рыбалки, лицо разбито, но это пустяки, ведь подмышкой у него большой морской лещ!

Каннон

Богиня Каннон в белом одеянии
Богиня Каннон в белом одеянии

Каннон — богиня милосердия в японской мифологии, одно из её умений способность перевоплощаться. Сэнгай изобразил её, сидящей в позе лотоса, в белом одеянии.

Риндзай

Риндзай
Риндзай

А вот и сам основатель школы дзэн-буддизма Риндзай. Он с самым суровым выражением лица размахивает мотыгой, наступая на сорняки.

Терпение

Терпение 堪忍
Терпение 堪忍

Нарисованная ива с развевающимися на ветру ветвями, а рядом с ней большими иероглифами выведено "терпение" 堪忍. Порывы ветра могут быть разрушительными, но ива легко переносит любой ветер. Не только жизненные заповеди, но и фундаментальные учения буддизма ведут к учению о терпении, которое важно для обучения дзен. Это один из факторов, который помогает двигаться по пути к освобождению и просветлению.

Лягушка практикующая медитацию дзэн (дзадзэн)

Лягушка практикующая медитацию дзэн (дзадзэн)
Лягушка практикующая медитацию дзэн (дзадзэн)

Лягушка смотрит в даль и улыбается, она проводит свои дни в такой же позе как и при выполнении дзадзэн, всем своим видом показывает, что значит дзен.

Дзадзэн (坐禅, «сидячая медитация») — в целом это спокойный вид медитации, выполняемой в сидячей позе, подобной позе лотоса, является основополагающей в дзэн-буддизме и включает в себя концентрацию на дыхании и настоящем моменте.

Энсо

Энсо (яп. 円相)
Энсо (яп. 円相)

Рисование простого круга было излюбленным занятием дзэнских монахов с древних времен, поскольку это проявление состояния совершенного просветления. Круг Сенгая нарисован грубо и не имеет правильной формы, но это не важно, у этого монаха свое отношение к дзенскому символу энсо. Он сравнил его с круглой лепешкой к чаю и сказал, что его можно съесть.

Рождество Будды

Рождение Будды
Рождение Будды

Говорят, что сразу после своего рождения Будда повернулся на Север и, сделал семь шагов. Всюду, куда ставил ногу маленький Будда, расцветал лотос. Затем он простёр руки вверх, а дракон пролил на него сладкий дождь.

Этой картинкой Сэнгай молился о счастье всех живых существ. Считается, что это работа последних лет жизни мастера , и она немного отличается от его остроумного стиля.

Масатоси Суга

Масатоси Суга 菅正利
Масатоси Суга 菅正利

На картине изображен знаменитый мечник Масатоси Суга 菅正利 (1567-1625) , правой рукой он опирается на сложенный веер, а его спиной лежит меч.

Тэндзин

Тэндзин
Тэндзин

Тэндзин (яп. 天神, букв. «дух неба») — покровитель науки, поэзии,музыки и каллиграфии, в качестве которого почитается Сугавара-но Митидзанэ (菅原道真, 845-903) — японский государственный деятель, а также талантливый учёный и художник периода Хэйан. Сэнгаи нарисовал Митидзанэ, воздавая хвалу его божественной добродетели.

Дзюродзин

Дзюродзин
Дзюродзин

На этой картине Сэнгай изобразил одного из семи японских богов счастья Дзюродзин, ему поклонялись как дарующему долголетие. Из-за огромного количества жизненной силы ци, которую он накопил, у него удлиненная голова и большой живот. Так же у него пышная белая борода, длинное одеяние, в руке волшебный посох, исполняющий желания. Рядом с божеством учитель изобразил черепаху и аиста, как символы долголетия.

Лягушки

Лягушки
Лягушки

Сэнгай изобразил множество лягушек, сидящих на берегу, они "медитируют", но находятся ли они в состоянии «внутреннего спокойствия», похоже, что нет. Их глаза скошены, они наблюдают друг за другом. Получается, что лягушка, которая просто сидит, в конце концов, всего лишь лягушка?

***

Когда Сэнгай лежал на смертном одре, ученики попросили оставить для них последнее изречение и, затаив дыхание, протянули ему кисть и бумагу:

"Я не хочу умирать", - только и написал Сэнгай.

То, что прочитали ученики не было похоже на изречение мудреца и, посоветовавшись, они обратились к учителю снова. Сэнгай взял кисть и исправил надпись, но прочитав вновь написанное ученики поразились еще больше:

"Я очень-очень не хочу умирать", - гласила фраза