Замещающий ребёнок – это тот ребёнок, который рождается для того, чтобы стать заменой своему умершему предшественнику: брату или сестре.
Например, ребёнок может быть потерян ещё внутриутробно, а у родителей на него уже были планы. Либо ребёнок уже родился, но в связи с несчастным случаем или из-за тяжёлой смертельной болезни ушёл из этого мира.
И в таких случаях супруги могут принять решение зачать нового ребёнка, чтобы утешить мать, которая может пребывать в глубоком горе или даже в отчаянии, по поводу умершего ребёнка. И обычно замещающий ребёнок зачинается в период горевания матери, что уже является отягощающим его душевное состояние аспектом. И впоследствии, когда он рождается, то становится носителем не только травмы своей матери, но и образа умершего кровного брата или сестры.
В зависимости от того, насколько было сильно горе матери и насколько были сильны ожидания родителей на счёт умершего ребёнка, настолько будет силен невроз у замещающего ребёнка.
В книге «Замещающий ребёнок» Морис Поро - достаточно подробно описаны случаи, в которых людям приходилось выживать в таких сложных условиях существования. Но не смотря на это, некоторые из таких замещающих детей впоследствии становились достаточно известными людьми, даже гениями. Это такие выдающиеся личности как Людвиг Ван Бетховен, Сальвадор Дали, Стендаль и пр.
Дело в том, что сильный внутренний конфликт и сложность в самоидентификации толкала этих людей к отчаянному поиску самих себя, что впоследствии и приводило их к весьма выдающимся результатам в профессиональной деятельности. При этом, несмотря на их социальный успех, внутри они чувствовали себя несчастными, напряжёнными, и в порыве отчаяния некоторые доходили даже до самоубийства. Например, как это произошло с известным нидерландским художником-постимпрессионистом Винсентом Ван Гогом, который выстрелил себе из пистолета в грудь.
У замещающего ребёнка 2 пути: путь в безумие, например, как это произошло с известным французским скульптором Камиллой Клодель, трагически закончившей свой жизненный путь в психиатрической лечебнице, или путь в творчество. И вот это маниакальное увлечение творчеством, которым замещающий ребёнок занимается, во-первых, чтобы убежать от своего невроза, а во-вторых, чтобы найти себя, либо соответствовать высоким родительским ожиданиям, - становится для него той самой спасительной нитью, по которой он сам себя вытаскивает из порой невыносимого чувства стыда и вины, порождаемых внутренним конфликтом.
На самом деле, замещающий ребёнок испытывает целый ворох негативных чувств и переживаний:
1. Во-первых, он испытывает иррациональное чувство вины, за то, что он живой, а его предшественник (брат или сестра) – мёртв. Это так называемая "вина выжившего".
2. Во-вторых, на это накладывается чувство вины матери, которая часто винит себя за то, что недостаточно сделала для своего умершего ребёнка: недосмотрела, недостаточно заботилась, недостаточно любила и т.д. И это чувство так же в виде интроекта (поглощённого, присвоенного себе) присутствует и в замещающем ребёнке.
3. В-третьих, ещё сюда примешивается незавершённый, прерванный процесс горевания матери или обоих родителей, которое так же интроектом входит в психику замещающего ребёнка, уже в процессе внутриутробного развития.
4. Ну и в четвёртых, родители могут быть недовольны или огорчены тем, что родился, например, мальчик, а хотели девочку, так как умершим ребёнком была девочка, либо наоборот. В таком случае замещающий ребёнок теряет не только свою психологическую идентичность, но и половую. Ему или ей приходится соответствовать родительским ожиданиям и притворяться тем, кем его или её хотят видеть родители. Например, как это произошло с известным поэтом модернистом 20 века Райнером-Марией Рильке, мать которого безутешно горевала о потери своей дочки Софи, которая умерла до рождения Рене. И она даже иногда называла своего сына Рене - Софи, и тот откликался на это имя и даже одевался в платье, чтобы утешить маму и увидеть её улыбку.
Теперь на минутку представьте в каком серьёзном внутреннем конфликте и раздрае находится замещающий ребёнок. Ему нельзя быть самим собой, так как он родился на свет, чтобы заменить умершего ребёнка. К тому же ему нельзя превзойти умершего, так как он идеализирован родителями, и стать лучше своего предшественника означает его предать и лишиться родительской любви, принятия.
Этот ребёнок постоянно испытывает необъяснимое иррациональное чувство вины, сменяющееся сильной грустью, порой доходящее до отчаяния, которое отчасти является поглощёнными чувствами матери. Замещающий ребёнок часто испытывает отчаяние в связи с тем, что он не может быть самим собой, так как если он станет собой, то не сможет получать одобрение, принятие и любовь от родителей. В связи с этим, он как бы становится копией своего умершего брата или сестры, проживая не свою собственную жизнь, а пытаясь прожить жизнь покойника.
Проработка замещающего ребёнка в эмоционально-образной терапии.
В рамках эмоционально-образной терапии разработан инструментарий, который может помочь людям, которые являются замещающими детьми, избавиться от своего невроза и вновь обрести себя. Вкратце, схема терапии будет выглядеть примерно так:
1. Во-первых, нужно произвести разъидентификацию с образом умершего, с которым замещающему ребёнку пришлось слиться. Здесь нужно произвести процесс разотождествления, прощания и оплакивания. Нужно отпустить образ умершего брата или сестры, для того, чтобы появилась возможность стать самим собой.
2. Второй момент – нужно разъединиться с поглощёнными чувствами матери, которые замещающему ребёнку пришлось неосознанно взять на себя. Это может быть материнское чувство вины, горя, возможно даже ненависти к самой себе. Это те чувства, которые обязательно нужно осознать и отпустить, так как они могут нанести серьёзный вред его носителю и не давать быть самим собой.
3. Ну и третий момент – это позволить себе вернуться к самому себе и разрешить себе стать самим собой, настоящим. Вернуть себе право жить своей жизнью и не соответствовать ничьим ожиданиям. Перестать винить себя и позволить проявиться своему истинному Я.
Со стороны всё может выглядеть довольно просто, но здесь очень важно помимо осознания – проживать и отпускать чувства. Так как без проживания, работа не будет полной, так сказать, она не будет «засчитана» вашим бессознательным. Нужно произвести определённый душевный труд, чтобы навсегда избавиться от всего негативного и чужеродного, чтобы вновь обрести себя и спокойно, с радостью и энтузиазмом идти своей уникальной дорогой в этой жизни.
Психолог Виталий Баранов
📲 Запись на консультацию: +7 953 373 40 03 - Telegram | WhatsApp.
👉 Подписывайтесь: