В 2023 году исполняется 90 лет крупнейшему советскому и российскому издательству «Детская литература». Его основали в 1933 году Максим Горький и Самуил Маршак. В разное время с издательством сотрудничали Корней Чуковский, Даниил Хармс, Аркадий Гайдар и многие другие известные авторы.
Сейчас все и все читают в электронном формате. Поколение, воспитанное с пеленок гаджетами, кажется, не тянется к образному ряду. Но многие еще помнят, что хорошие книги – это не только текст. Это еще прекрасные иллюстрации, от которых захватывает дух. Яркие или черно-белые, классические или авангардные, сделанные в графическом стиле или вдохновленные колоритом какой-нибудь страны, – все они очень важны для формирования эстетического вкуса. Есть мнение, что иллюстрация вообще не нужна, потому что она разбивает у человека создавшийся образ книжных героев. На мой взгляд, иллюстрация – это диалог с читателем, возможность сконцентрироваться на том или ином образе.
Особенно важны иллюстрированные книги детям, у которых еще нет навыка воображения, образного мышления. Визуальная информация воспринимается легче и быстрее, чем текстовая. Зрительные образы лучше запоминаются и воздействуют в первую очередь на подсознание. Поэтому сложную и важную информацию проще доносить через картинки.
На выставке в Исторической библиотеке можно увидеть, как менялись с годами детские книги и какие художники их создавали.
От себя хочу обратить Ваше внимание на собрание стихов и иллюстраций выдающегося поэта Д.И. Хармса, который создавал не только авангардную поэзию, но и много работал для детских изданий как автор стихов, рисунков, редактировал статьи. С конца 1920-х по конец 1930-х годов Хармс активно сотрудничал с детскими журналами «Ёж», «Чиж», «Сверчок», «Октябрята». В период с 1928 по 1931 годы вышло 9 иллюстрированных книжек стихов и рассказов для детей.
В книге «Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру» вспоминает, как он работал над детскими изданиями, как не позволял писать для детей халтурные тексты. Поэт задавался детским вопросом: «Есть ли чудо? Вот вопрос, на который я хотел бы услышать ответ».
Даниил Иванович Хармс
Талант Хармса—рисовальщика проявлялся в разных ипостасях. Он разнообразно графически оформлял заголовки произведений. Это можно видеть в авторском сборнике «Случаи» — собрании многочисленных стихотворных и прозаических сочинений Хармса. Иной раз Хармс располагал свое произведение вокруг собственного рисунка. Одним из примеров такой композиции служит «Небеса свернутся в свиток...»
Многие рисунки Хармса служат иллюстрациями к его философским рассуждениям и концепциям.
Писатель нарисовал немалое число шаржей на друзей и множество собственных автошаржей.
О проблемах, связанных с обложками и иллюстрациями взрослых книг, расскажу в следующей статье.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ