Найти тему

Мемуары как неиспользованные сценарии жизни

У Монтеня есть замечательное понятие – «бродяжничество мысли», – такое определение дал писатель Ю. Олеша мемуарам философа. «К старости выдумывать какой-то сюжет почему-то стыдно… Все, что мне приходит в голову, я попросту записываю на листочках, и они и должны составить книгу… и это интересно, потому что там нет вранья, ибо нет сюжета!». Да, сюжета в мемуарах нет, но и правды тоже нет, есть только зеркало эпохи. Хочу рассказать о театральных воспоминаниях Эдварда Радзинского. Мы знаем этого писателя, автора исторических романов, знаем сценариста, ведущего телевизионных передач, но мы мало знаем о театральных связях Э. Радзинского, которые позволили ему отразить несколько этапов жизни русской сцены.

«Я много лет пишу для театра, и давно усвоил грустную формулу: драматург пишет одну пьесу, режиссер ставит другую, а зритель смотрит третью… Разбирая эту третью пьесу, мы сможем многое понять не только о самой пьесе, но и о Времени…»

Эдвард Радзинский

Самая известная его пьеса легла в основу фильма «Еще раз про любовь». Сценарий для картины был написан молодым драматургом Э. Радзинским по его пьесе «104 страницы про любовь» (1964). Анатолий Эфрос, первым в стране, поставил на сцене московского театра «Ленком» спектакль по пьесе малоизвестного тогда автора. Она шла с огромным успехом более чем в СССР и за рубежом.

Мода на мемуарные сочинения, как и само слово «мемуары», распространилась по Европе XVII—XVIII веков из Франции. Теперь вновь этот жанр обрел популярность у читателей. Э. Радзинский хорошо знает историю, много работал в архивах, он не сочинял факты, только их интерпретировал. «Один — автор «Сократа», «Нерона и Сенеки» и «Лунина»; а другой — «Еще раз про любовь», «Я стою у ресторана, замуж поздно, сдохнуть рано», «Она в отсутствии любви и смерти». И это не просто очень разные драматурги, они, вообще не должны подавать руки друг другу», - так о нем отзывается критика. Да, Радзинский и как актер может проявлять свой талант в разных ипостасях.

Писателю есть, что рассказать, потому что он вырос в театральной среде, его отец был драматург, в их доме бывали и Станиславский, и Шкловский, многие великие актеры русской сцены. Радзинский окончил Московский историко-архивный институт, имеет богатый опыт работы с документами и архивами, поэтому его воспоминания особенно интересны, поскольку он с одной стороны автор сочинитель – вымысел преобладает, с другой, – беспристрастный ученый исследователь.

«Страна наша особенная. В ней за жизнь одного человека, какие-то там 70 с лишком лет, три раза менялись цивилизации. Причем каждая не только заставляла людей отказываться от убеждений, но заново переписывала историю, да по нескольку раз. Я хотел писать от истории. Я хотел жить в Истории. Ибо современность мне решительно не нравилась. Оставалось только выбрать век и найти в нем героя».

Это история знаменитого драматурга. Всех его трудностей и побед. Только представьте, сколько актеров, режиссеров знал Радзинский. В его пьесах играли самые яркие звезды нашего театра: Татьяна Доронина, Наталья Гундарева, Евгения Симонова, Ольга Яковлева, Ия Савина, Марина Неелова и Светлана Немоляева, а также Михаил Ульянов, Ростислав Плятт, Армен Джигарханян, Андрей Миронов, Олег Басилашвили, Олег Меншиков, Евгений Миронов и многие другие. Его пьесы ставили знаменитые режиссеры: Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, Андрей Гончаров, Роман Виктюк, Валерий Фокин... В конце 80‑х — начале 90‑х его пьесы шли за рубежом. Американский журнал «Backstage» назвал Радзинского самым ставящимся на западе русским автором после А. Чехова.

-2

Читать книгу

Ирина Мурзак

филолог, литературовед, театровед

доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ