Будущее за электромобилями. Сейчас уже никто в этом не сомневается. Все уже знают об их преимуществах: экологичность, экономичность, ускорение, сравнимое с лучшими суперкарами, и, конечно же, лучшая управляемость.
Нам это внушают отовсюду. Например, в последних новостях говорится о том, что ведущие немецкие автоконцерны принимают решение о полном переходе на выпуск электромобилей в ближайшее время. Разумеется, у всех уже твёрдо закрепилась мысль — скоро пересядем на электромобили. Так ли это на самом деле?
Голый король
Между прочим, честная критика важна и в этом вопросе. Кому выгодно массовое внедрение электромобилей? Ответы могут быть самые разные, но выгодно ли приобретать электромобиль конкретному человеку? Как пробиться через частокол рекламы и отличить хорошее от плохого?
Вспомним детскую сказку о голом короле. Там как раз, все твердили о новом и замечательном платье короля. Но только один мальчик сказал: а король, то голый! Вот и мне ситуация с электромобилями напоминает эту сказку. Почему? Извольте, расскажу с удовольствием!
Так ли безопасна "зелёная" энергетика?
Несмотря на все потуги экоактивистов, которые требуют отказа от нефти и ради шумихи приклеивают свои руки к асфальту, «зелёная» энергетика наносит непоправимый вред экологии.
При этом вся идея о том, что «зелёная» энергетика и электромобили это путь в светлое и чистое будущее не выдерживает критики.
Нужны примеры? Пожалуйста! Ветряные электростанции не только требуют немалых затрат при монтаже и эксплуатации, но и представляют значительную опасность для животных и человека.
Ведь уже точно известно, что ветряки приводят к массовой гибели птиц и вынуждают грызунов и других животных покидать места размещения ветряных электростанций, которые, кстати, требуют значительных пространств. Это, конечно же, отрицательно сказывается на экологической обстановке.
Вдобавок ко всему прочему, при возгорании ветряка, потушить его очень сложно, а это уже представляет серьёзную опасность как для животных, так и для человека. Вдобавок в холодное время года лопасти ветряка могут обледенеть, что приводит к разрушению установки.
Солнечные электростанции также занимают значительную площадь. Сейчас солнечными панелями стараются покрывать любые доступные пространства, например, их устанавливают на крышах домов и на первый взгляд в этом нет ничего вредного.
Однако, со временем эффективность работы солнечных панелей падает и требуется их утилизация. Понятно, что количество панелей будет только возрастать. Учитывая, что панели изготавливаются из материалов, которые в природе не разрушаются совсем или разлагаются в течение длительного времени, например, стекло, металлы, пластик, человечеству вскоре придётся решать острый вопрос с их утилизацией.
Также серьёзным недостатком ветряных и солнечных электростанций является то, что они не могут постоянно вырабатывать электроэнергию. Снизилась скорость ветра или появились тучки на небе, и возникает дефицит мощности, опасный для крупных промышленных предприятий. Это, в свою очередь, может повлечь очень серьёзные проблемы, в том числе и для экологической обстановки.
Экологичность и дешевизна в эксплуатации
Ещё один миф, который не выдерживает проверку временем. Понятно, что про простоту конструкции электромобилей относительно автомобилей с двигателями внутреннего сгорания мы знаем из различных обзоров, статей и тому подобных сообщений.
Однако если, рассмотреть этот вопрос критически, то выходит, что владеть электромобилем совсем недёшево. Разумеется, что электричка дороже обычного автомобиля, причём самая дорогая деталь в нём — аккумуляторная батарея. Все мы знаем, что со временем любой аккумулятор изнашивается и его нужно менять.
Причём выйти из строя литиевый аккумулятор может и до срока, на который он был рассчитан. Причиной этому могут быть механические повреждения, проблемы с температурным режимом и, конечно же, заводской брак. Кстати, вероятность брака любой продукции тем выше, чем больше объёмы её производства.
Вышел из строя аккумулятор — владелец в серьёзном убытке!
Также следует отметить, что сама добыча лития — процесс, который крайне негативно отражается на экологической обстановке.
Однако основная проблема литиевых аккумуляторов в их пожароопасности и способности взрываться.
Наконец, главное преимущество электромобилей перед автомобилями с ДВС это, конечно же, независимость от цен на бензин.
Если раньше стоимость зарядки была сравнительно невысока, то с увеличением количества электричек, цена зарядки стала расти. Кроме того, расход заряда батареи зависит от времени года. Получается, что стоимость одного километра для электрички не меньше, а в некоторых случаях даже больше чем у бензинового автомобиля.
Безопасность электромобилей
Различные наводнения и ураганы уже стали вполне обычным явлением. Вместе с этим, выяснилось и ещё одно неприятное обстоятельство — подтопленные электромобили самовоспламеняются.
Кроме того, загореться электромобиль может и при столкновении. Множество таких случаев вынудило компанию Tesla внести изменения как в конструкцию кузова, так и в конструкцию аккумулятора. Так, с 2014 года в электромобилях от этого производителя устанавливается титановая плита под днищем и специальный брус из алюминия для защиты наиболее уязвимых частей.
Конструкция аккумуляторной батареи также претерпела изменения — теперь в неё встроена система пожаротушения. Она представляет собой пластиковую оболочку, в которой находится специальная жидкость. При повреждении корпуса аккумуляторной батареи оболочка лопается, и жидкость тушит пожар.
Однако, всё равно тушение загоревшегося электромобиля требует затрат времени и сил. Ведь при возгорании литиевые аккумуляторы сами выделяют кислород и токсичные газы. Причём возгорание одного элемента может вызвать так называемый термический разгон — явление, при котором начинают взрываться рядом расположенные элементы, что не позволяет быстро потушить электромобиль.
Все эти обстоятельства значительно усложняют тушение пожара. Сейчас разрабатывают способы тушения, предполагающие помещение электромобиля в специальную ёмкость с водой или даже его закапывания в землю.
И ещё о немного о ремонтопригодности и стоимости обслуживания. Совершенно ясно, что при возгорании аккумуляторной батареи, всё, что останется от автомобиля придётся утилизировать.
Тише едешь — дальше будешь!
Некоторые электромобили обладают очень хорошей динамикой, которая вполне сравнима с суперкарами.Это обстоятельство не подлежит сомнению, но у какого автомобиля получится быстрее преодолеть значительное расстояние?
Сколько потребуется времени на зарядку батарей? Например, Tesla с батареей средней ёмкости, для того чтобы проехать от Москвы до Санкт-Петербурга, потребуется в лучшем случае одна зарядка, а если ехать с ветерком, то и две.
Значит, придётся провести около зарядной станции от двух до четырёх часов. Это ещё при условии, что нет очереди. Так какое авто приедет быстрее — электричка или автомобиль с ДВС?
Заключение
Конечно, конструкторы непрерывно улучшают характеристики электромобилей, делают их дешевле и безопаснее. Однако, на сегодняшний момент, несмотря на все рекламные заявления, электромобили сильно проигрывают обычным автомобилям.