В детстве многие девочки мечтают стать стюардессами. Потому что стюардессы носят красивую форму, выглядят, как модели, всегда улыбаются и путешествуют по миру. Принцессы пятого океана, так их называют люди искусства. И действительно, все актрисы, исполняющие роль стюардесс, необыкновенно привлекательны.
Профессия стюардесса появилась в начале ХХ века – то время, когда пассажирские перелеты стали набирать популярность. К работе допускались девушки, имеющие медицинское образование. Помимо стандартных обязанностей, которые сейчас выполняют стюардессы, они убирали в салоне самолета и даже занимались погрузкой и разгрузкой багажа наравне с мужчинами-бортпроводниками.
В рекламе и кино стюардессы зачастую выглядят как небесные феи: белоснежная улыбка, идеальная фигура, лицо без единого изъяна. Но не только красота делает эту профессию в кино столь привлекательной. Прежде всего – сюжеты о любви, преодоление катастрофических коллизий, как в небе, так и в жизни.
Список лучших фильмов про стюардесс необыкновенно обширный, более 100 кинематографических работ: «Боинг-Боинг», «Вид сверху лучше», «Поймай меня, если сможешь», «Ночной рейс», «Змеиный полет» и др.
Наш отечественный кинематограф тоже поэтизировал очаровательные образы стюардесс. Алена (Наталья Кустинская), «Королевская регата», 1966 год; Ольга Ивановна (Алла Демидова), «Стюардесса»1967 год; Наташа (Татьяна Доронина), «Еще раз про любовь», 1968 год; Вика (Светлана Светличная), «Неподсуден», 1969 год; Тамара (Александра Яковлева), «Экипаж», 1979 год; Лара (Рената Литвинова), «Небо. Самолет. Девушка», 2002 год.
В ряду поэтических картин с ярко выраженным индивидуальным авторским почерком стоит и мой самый любимый фильм эпохи 60-х – «Стюардесса», где в главной роли Алла Демидова. Этот короткометражный фильм сняли в 1967 году молодые режиссеры В. Усков и В. Краснопольский, авторы эпохального сериала «Тени исчезают в полдень». Сценарий фильма написала блистательная Белла Ахмадуллина по рассказу своего тогдашнего мужа, писателя Юрия Нагибина. Картина была удостоена Специального приза жюри VI Международного фестиваля телевизионных фильмов в Праге (1969). Это фильм о том, как вернуть слову «любовь» исходное значение и узнать, исчезла ли душа за вуалью технологий, не упав в банальность и сентиментальность. Именно в эти годы в кинематографе начинает ярко проявляться творческое начало режиссера-постановщика, на экраны выходят фильмы, не похожие друг на друга не только по жанрам, но и по разнообразию приемов и стилей, используемых режиссерами. В кадре новый герой – человек, размышляющий о жизни, преобразующий ее. Как бы было хорошо, если бы такие фильмы вновь обрели популярность у нашей публики.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ