Найти тему

Декаданс на экспорт...

Сложно отрицать тот факт, что все мы родом из детства. Наравне с «Кошмаром перед Рождеством» Генри Селика для меня ярчайшим впечатлением из детских воспоминаний до сих пор остаются строчки „А ночью по лесу идёт Сатана и собирает свежие души. Новую кровь получила зима и тебя она получит и тебя...”🥶. Тогда я ещё ничего не знал ни про группу «Агата Кристи», ни про мрачную эстетику жанра пост-панк, но готические зёрна, случайно упавшие на благодатную почву души, сразу же пустили в ней корни, чтобы остаться со мной навсегда...

«Агата Кристи. Иллюстрированная история группы» Романа Богословского. После известных манипуляций с фильтрами картинка из свободного источника теперь принадлежит автору публикации
«Агата Кристи. Иллюстрированная история группы» Романа Богословского. После известных манипуляций с фильтрами картинка из свободного источника теперь принадлежит автору публикации

Жизнь на улицах Асбеста, одной из достопримечательностей которого является асбестовый карьер, простирающийся от края до края горизонта, в сочетании с произведениями Гофмана под аккомпанемент Pink Floyd совершенно точно не располагают к сочинению легкомысленных песен. Убедительно доказано братьями Самойловыми.

Сатана, я тебя вижу. Или нет. Пейзаж Асбеста, наши дни. Свободный источник, фильтры. Короче, по той же схеме картинка принадлежит автору публикации
Сатана, я тебя вижу. Или нет. Пейзаж Асбеста, наши дни. Свободный источник, фильтры. Короче, по той же схеме картинка принадлежит автору публикации

Изначально считая увлечение музыкой своим настоящим призванием, всё остальное оставалось для Вадима Самойлова на уровне хобби. Первый музыкальный ансамбль сформировался уже в школе и продолжил существование на базе радиотехнического факультета уральского политехнического института в Свердловске под названием ВИА «РТФ УПИ»(зря, кстати, потом заменили...). Помимо Вадима (гитара, вокал) туда входили Александр Козлов (клавиши) и Пётр Май (барабаны). Глеб Самойлов старался ни в чём не отставать от старшего брата и в 1987 году ему предложили присоединиться к ВИА «РТФ УПИ», переименованному чуть раньше в группу «Агата Кристи», доверив партии бас-гитары. Глеб не знал, что ему делать на сцене, поэтому с лёгкой руки Вадима провёл первые (и многие последующие) концерты, сидя на стуле. Шутка быстро стала сценической фишкой молодого коллектива. В попытках объяснить феномен беснующегося на стуле бас-гитариста среди зрителей появился нелепый слух о его якобы инвалидности. Но чёрт с ним, со стулом (и её со слухами тоже), исполняемая музыка была куда интереснее внешних атрибутов. Так могли бы звучать The Cure, пожелавшие удариться в истерику оперетты. Дебютным альбомом "Второй фронт"(1988) «Агата Кристи» заявили о себе как о музыкантах категорически неординарных для советской рок-сцены. Вышедший следом «Коварство и любовь»(1989) подарил слушателям первый знаковый хит "Viva Kalman". Яркий грим, экспрессивная подача, тексты о клоунах-убийцах🤡. И это за несколько лет до появления «Короля и Шута»). С 1989 по 1991 год лица за барабанной установкой менялись дважды. Вначале на место Петра Мая пришёл Альберт Потапкин, чтобы чуть позже уступить его Андрею Котову. Состав из братьев Самойловых, Александра Козлова и Андрея Котова оказался самым долгоиграющим за всю историю группы, продержавшись вплоть до 2008 года.

Вадим и Глеб Самойловы на студии. Фрагмент из документального фильма «Агата Кристи. Эпилог». Скриншот автора публикации
Вадим и Глеб Самойловы на студии. Фрагмент из документального фильма «Агата Кристи. Эпилог». Скриншот автора публикации

«Декаданс»(1991) наметил крен в сторону усложнения аранжировок и снижения градуса протестных настроений. Чуть дальше от истерики, чуть ближе к тревоге, пронизывающей насквозь. Глеб стал практически единоличным за редким исключением автором текстов, теперь его голос зазвучал вместе с голосом Вадима. Четвёртая пластинка "Позорная звезда"(1993) получила высокие оценки от коллег по цеху. Скептиков, называвших «Агату Кристи» бледной копией «Наутилуса», перестали слушать. Их заглушили многочисленные фанаты, распевая повсюду "Как на войне", моментально выученную наизусть. А сам Вячеслав Бутусов, вдохновившись «Позорной звездой», пригласил Вадима для записи альбома «Наутилусов» "Титаник".

Вадим Самойлов, фрагмент из документального фильма «Агата Кристи. Эпилог». Скриншот автора публикации
Вадим Самойлов, фрагмент из документального фильма «Агата Кристи. Эпилог». Скриншот автора публикации

В конце 1994 года участники «Агаты Кристи» окончательно перебрались в Москву. После выхода судьбоносной работы «Опиум»(1995) музыканты проснулись по-настоящему знаменитыми. Оглушительный успех, переходящий в сумасшедший культ. Успех, выбивающий почву из под ног. Если не лукавить, то каждый автор, представляющий на суд аудитории плоды своего труда, рассчитывает получить в ответ положительный отклик, иначе зачем этим заниматься вообще? Но далеко не каждый автор готов к тому, что отныне его жизнь перестаёт принадлежать только ему и становится достоянием общественности. Никто не пишет красивых слов о том, как легко популярность позволяет артисту почувствовать себя сурикатом в контактном зоопарке. Вадим и Глеб Самойловы не знали, что с этим делать и конвертировали рухнувшую на их головы славу в наркотики и алкоголь. Кому нужны дорогие дома и автомобили, если гастрольный график вынуждает жить на сцене? Теоретики по сути своей лицемеры, поэтому «Агата Кристи» честно пели о вещах, через которые прошли сами. Это симфония тлена, отражение дрожащего пламени свечи в тусклой патине кривого зеркала.

Не знаю, как вам, а мне что-то захотелось почитать Гофмана... Фото автора публикации
Не знаю, как вам, а мне что-то захотелось почитать Гофмана... Фото автора публикации

Депрессивное звучание альбомов "Ураган"(1997) и "Чудеса"(1998) как следствие текущего состояния внутри коллектива на тот момент. Братья как будто подражали маятнику, поочерёдно опускаясь на дно. Конфликт между ними не возникал вдруг, он существовал всегда и носил перманентный характер. Складывалось ощущение, что для братьев совместная музыкальная деятельность была попыткой понять и принять друг друга. Сглаживать углы и находить общий язык в спорах, касающихся творчества, им помогал Александр Козлов, выступая третейским судьёй. Вручение «Агате Кристи» премии «World Music Awards» в номинации «Успешно продаваемая зарубежная группа» посрамило критиков, бросавшихся голословными обвинениями во вторичности материала к британской волне готик-рока 80-х. Характерные гитарные переборы и мрачно-депрессивная атмосфера в песнях композиторского трио В. Самойлов/Г. Самойлов/А. Козлов, до определённой степени схожие с тем, что исповедовала в своей музыке упомянутая ранее «The Cure», служили не более, чем скелетом для наращивания на его костях мяса из абсолютно оригинальных гармоний.

Глеб Самойлов, фрагмент из документального фильма «Агата Кристи. Эпилог». Скриншот автора публикации
Глеб Самойлов, фрагмент из документального фильма «Агата Кристи. Эпилог». Скриншот автора публикации

Альбом с провокационным названием "Майн Кайф"(2000) стал последним, записанным в составе легендарного квартета. Александр Козлов, по злой иронии судьбы учившийся какое-то время на кардиолога, умер 1 марта 2001 от атеросклероза. После его смерти никто не захотел примерять на себя роль миротворца и противоборствующие стороны прекратили поиски компромиссов.

Александр Козлов, фрагмент из документального фильма «Агата Кристи. Эпилог». Скриншот автора публикации
Александр Козлов, фрагмент из документального фильма «Агата Кристи. Эпилог». Скриншот автора публикации

Сознание Вадима перевернулось, благодаря второй супруге Юлии. Она разглядела в нём нечто такое, о чём постепенно забывалось в наркотическом угаре. Верой в любимого Юлия вытянула его из окружающего хаоса.

Вадим и Юлия Самойловы, фрагмент из документального фильма «Агата Кристи. Эпилог». Скриншот автора публикации
Вадим и Юлия Самойловы, фрагмент из документального фильма «Агата Кристи. Эпилог». Скриншот автора публикации

Братьев уже ничего не объединяло, кроме мечты реализоваться, поэтому борьба с пагубной зависимостью давалась легче, чем с отчуждённостью. Очень мало гастролей, новых песен ещё меньше, но как-то всё же сумели объединиться, чтобы выпустить "Триллер. Часть 1"(2004) и "Эпилог"(2010), а концерт в честь пятнадцатилетия (22.02.2003) поставил «Лужники» на уши.

В 2008 году Андрей Котов покинул коллектив. Ему на смену пришёл Дмитрий Хакимов. Партии бас-гитары и клавишных достались Константину Бекреву. О роспуске группы «Агата Кристи» братья Самойловы объявили 2 февраля 2009 года, озвучив причиной отсутствие моральных ресурсов для дальнейшего совместного творчества и преодоления порядком накопившихся разногласий. Точку в истории группы поставил масштабный концертный тур, прямолинейно озаглавленный "Эпилог".

Вадим и Глеб Самойловы, фрагмент из прощального тура «Эпилог». Скриншот автора публикации
Вадим и Глеб Самойловы, фрагмент из прощального тура «Эпилог». Скриншот автора публикации

Поклонники тяжёло восприняли новость о том, что их кумиры настроены серьёзно похоронить культовое наследие. Близких людей, связанных кровным родством, почему-то принято считать какой-то уникальной формой жизни, напрочь забывая, что именно из них чаще всего получаются самые непримиримые враги. Воссоединение братьев на сцене и за её пределами ждут с упорством, достойным лучшего применения, пока те без конца продолжают выяснять отношения в зале суда. Кто-то обещал не исполнять репертуар «Агаты Кристи» на сольных выступлениях и нарушил соглашение, кто-то присвоил себе лишние деньги за участие в юбилейных концертах, больше напоминающих судороги покойника. Но здесь Вадима и Глеба тоже можно понять, ведь на вражду им отведено не так много драгоценного времени относительно вечности для сожаления о том, что кто-то кому-то уже никогда не успеет сказать "прости"...