Есть историческая эпоха и горизонт: в их рамках предки около 30 народов сегодняшней Евразии (в т.ч. нации РФ) существовали единой общностью. Может, еще не этнической, но объединенной сходными генетическими маркерами, внешностью и общими чертами материальной культуры. Для соотечественников, мало знакомых с древней историей, ключевое слово – Аркаим.
Но не одними сооружениями Страны Городов славятся синташтинцы и их потомки-андроновцы. У них появилось много другое из того, что не было известно евразийцам тех лет.
Истоки
Синташтинская фаза археологического комплекса древнее. Восходит к миллениуму 3-2 тыс. до н.э. Что касается географических рамок, те соответствуют границам сегодняшних Башкирии, Свердловской и Челябинской областей РФ, востоку Западно-Казахстанского региона.
Большинство отечественных ученых видят в синташтинцах самых восточных колонистов Фатьяновского «мира менталитетов». По антропологии – северные понтиды. Андроновская АК – результат ассимиляции синташтинских традиций с теми, что преобладали по соседству (в том числе у людей Волго-Камского культурного массива, первых обладателей типа уральской расы).
Таким образом, андроновцев можно считать по типу артефактов потомками фатьяновцев и балановцев. По внешности они были северными понтидами, имеющими не более 5% палеомонголоидности. Андроновцы, жившие в 16-12 вв. до н.э, в отличие от предков расселились шире, включив в ареал помимо указанных территорий зап. Туркменистан, остальной Казахстан, уже северное Зауралье, Узбекистан (кроме южного окончания), Западносибирскую равнину, Кузнецкую и Хакасско-Минусинскую котловины и Хакасское Приобье.
Зап. Сибирь и часть Зауралья были до их прихода монголоидными. В упомянутых локациях монголоидность андроновцев и влияние аборигенных (Окуневской и Ботайской) культур увеличивались!
Генезис
Генетические исследования останков андроновцев показали у 10 изученных представителей из Южной Сибири Y-хромосомные гаплогруппы R1a1-M17 и митохондриальные: U, Z, T, H, K и HV, I. С 2015 г. обнаружены маркеры U2 и U4.
Хозяйство
В указанном месте являлись главными металлургами меди и бронзы и единственными конезаводчиками! Только они имели тут колесницы! Пастухи разных видов скота. Зимой содержали его в специальных загонах. Земледелием занимались на пойменных пространствах.
Поэтому охота, собирательство и рыболовство использовались лишь в крайнем случае!
Жили в бревенчатых полуземлянках.
Предположения о языковой группе
Если материальные традиции и черты внешности приходили с запада и востока, то язык «национальности» – с юга. Из Балхо-Памиро-Гиндукуша – прародины 1-х индоиранцев или арья (с земли кланов, не разделенных еще на иранскую и индоарийскую ветви). Общие лексические корни в речи нынешних этносов с 2 сторон от Урала (вне зависимости к тюркским, уральским или индоевропейским языкам те относятся) объясняется этим фактом… И! Те основы роднят словари этнических объединений с носителями дардских языков: кашмири, памирскими (12), пашаи, читрал, шина, калашским и т.д.
Отношения с соседями
Ассимилляция полтавкинцев (Волгоградский участок Поволжья) имела место на ограниченной территории. Но потомство от слияния породило людей Срубной культуры, устремившихся на будущую Астраханщину, в степи Причерноморья и в Малую Азию.
С Востоком андроновцы роднились еще охотней, породив племена, Тагарской, Афанасьевской и Карасукской культуры.
Религиозный культ
Еще с Синташтинского этапа развития рассматриваемого комплекса его носители были склонны создавать необычные укрепленные городища, в которых мест было больше для могил и астрономических сооружений, связанных с культом Солнца, чем для обычного проживания.
Существует предположение. Страна Городов в пределах нынешней Челябинской области – обиталище высшей касты жрецов-вождей, ловко укрепленное в целях защиты. Там и хоронили их.
Потомки
Сибирские скифы, саки (массагеты), тиссагеты, сарматы, согды (и хорезмийцы), предки хакасов, усуни, южная часть потомков тунгусо-маньчжур и даже западная часть знаменитых сяньби – однозначно дети восточной половины «людей Андроново». Увы, индоиранскую основу речи и нордическую (конкретно северо-понтийскую) внешность удалось сохранить лишь их половине.
Потомки так называемых срубняков – наследники культуры и языков зап. половины рассматриваемого массива. Это киммерийцы, западные скифы («сколоты»), античные предки курдов и мидийцы. Все они во времена Геродота еще сохраняли языки в индоиранском русле. А антропологический тип – в северопонтийском.
Во время постепенной миграции в северный Иран и на Кавказ переднеазиатской расы, облик менялся. Огузы и арабы меняли народам речь.
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать: