Что-то я всё про детей, про детей, а ведь вам, наверное, интересно знать, как логопеды опыта набираются, как шишки профессиональные набивают.
Проходили мы практику в детской психиатрической больнице. Особо к нам не придирались, не психиатры будущие, а так, логопеды. Но задания нам завотделением исправно нарезал. Да всё с усмешкой, потому что видел, что ничего мы не понимаем о тех, кем представлены пациенты больницы.
На наш поверхностный взгляд, сложного ничего не было. Приходишь, тебе дают ребёнка, нужно понять, что у него за диагноз. По учебнику всё предельно ясно. Вот комплекс симптомов, а вот соответствующее им заключение.
Если бы не одно большущее НО. Все дети врали. Да-да, именно это слово, а не хитрили, не обманывали слегка, не выдавали желаемое за действительное. Особенно мы боялись, что кому-то из нас "назначат" одного вальяжного на вид подростка. . Это был уникум. Ни слова правды! Дети и подростки по кругу должны были пройти диагностику у каждой из студенток. Так вот, даже два факта из жизни этого фантазера не совпали ни у одной из нас! А завотделением между тем ругал нас за некомпетентность. А мы, по молодости, воспринимали всерьёз его недовольство и сильно расстраивались.
Дошёл этот чернявый умелец водить за нос и до меня. Я заручилась поддержкой подруги, так боялась остаться с ним один на один. Сначала нужно было собрать анамнез. Это действо в виде интервью проходит.
В скобках дам ответы, которые слышали мои сокурсницы.
Я, как могла, подготовилась:
- - Как тебя зовут?
- - Сегодня я Давид. (Петя, Зураб, Миша)
- - Хорошо, Давид, а сколько тебе лет?
- - Наверное, три... (8, 20, 4)
- - Три года? (на вид ему явно лет 14) Может больше?
- - Может. (Не может, мне всегда 4, иногда меньше)
- - Подумай, пожалуйста.
- - Нет, не знаю я, ну может два.
- - Где ты живёшь, когда не лежишь в больнице?
- - Дома. (На улице, в речке, в магазине)
- - Что ты любишь есть?
- - Я не ем. (Ананас, картошку, пиво)
- - Давид, давай посмотрим картинки.
- - Нет, я не могу. (Мне нельзя, сегодня у меня болит голова, картинки смотреть страшно)
- - Почему, картинки весёлые.
- - Я же не вижу, слепой я, совсем.
Тут мне стало окончательно ясно, что карьера психиатра точно не моё, как хорошо, что я пошла учиться на логопеда.
А потом мудрый завотделением собрал нас на разбор полётов. Ни один наш диагноз не совпал с тем, что было записано в картах. Но практику нам всем засчитали, потому что, как было торжественно объявлено, мы научились главному: не верить людям!
Цитирую напутственное слово опытного доктора
Поймёте, что можно опираться только на факты, будете работать. Эмоциям в деле оценки состояния ребёнка не место. Станете специалистами, сочувствуйте, сопереживайте, но ваш внутренний цензор всегда будет оценивать объективную реальность. Это и есть профессионализм.
Вот такая важная практика!