Найти в Дзене
Газета Четверг

«В «Спутнике» сердце бьётся по-другому»

Валерия МАКСИМОВА, ставшая вожатой «Спутника» в 16 лет:

Я начала ездить в лагерь с 1999 года. Свои первые дни в «Спутнике» я хорошо запомнила, потому что мне было тяжело. Рядом – мама. Она была воспитателем в моём отряде. Я её ревновала к другим ребятам. Меня здорово коробило, когда кто-то из детей трогал её за руки. Обида меня не отпускала долго. Зато потом никакой мамы там мне уже было не нужно. Появились друзья, интересные занятия. Мне кажется, мы ездили два сезона кряду – потому что мама работала в педагогическом колледже, и у неё лето было всё свободное – и всё равно этого казалось мало. Каждый раз, когда заезжаешь в Чернолучье, это отсылка в детство. Реально в «Спутнике» сердце бьётся по-другому.

Вожатые Валерия Максимова и Елена Буторина со своим отрядом
Вожатые Валерия Максимова и Елена Буторина со своим отрядом

Каких-то бытовых проблем я не помню. Основные активности в лагере поначалу были связаны прежде всего со спортом. Помню, что мы постоянно играли в пионербол. То, что есть вожатые над тобой, наверно, в старших отрядах мы начали понимать. Лет в 10–11. Это был первый опыт. Надо было жить с чужими детьми, как-то коммуницировать. А дальше – уже друзья. Потом мы ездили за общением.

Реально в «Спутник» было сложно попасть. Мы уговаривали родителей, они доставали путёвки. Не знаю, как они это делали. У нас есть одна подружка. Так вот она уговорила родителей вернуться с отдыха из Казахстана. Ей очень хотелось в лагерь. Она рыдала, и родители бросили всё и приехали с ней на день-два позже. Помнится, она даже жила в вожатской, потому что ей кровати не хватило. Вот так притягивает к себе «Спутник».

С моей лучшей подругой Леной Буториной мы тоже познакомились в лагере. С 2004-го приблизительно мы стали ездить в «Спутник» вожатыми, а с прошлого года работаем там воспитателями. И, кстати, это семейное дело. Мы ездим теперь туда уже со своими детьми.

Отвечая на вопрос, бегут ли дети из лагеря, скажу – такое бывает нечасто, но иногда бегут. Дело тут не в ребёнке, а скорее в родителях. Бегут, как правило, дети из неблагополучных семей. Это не столько побег домой, сколько протест. К таким детям нужно искать подход. Обычно первая неделя показывает, насколько ребёнку такой формат жизни и общения подойдёт.

-2

В 2000-х мы стояли на отрядах с кем-то, где был педагог и вожатый. В 2003 году мы с Леной решили встать на отряд только вдвоём. Мы решили, что нам никто больше не нужен. В нас поверили. Дали 40 человек. 20 девочек и 20 мальчиков. 3-этажный корпус, 2-й этаж. Всё было наше. На три сезона мы встали вдвоём. Нам этого хотелось. Мы были уверены в себе. Эксперимент удался.

В работе с детьми нельзя обходиться только запретами. Этому нас научили наставники. Елена Владимировна Шерстнёва, например. Она любила детей. Она никогда не ругала. Вы хотите посмотреть летучих мышей? Пожалуйста! Только давайте будем соблюдать определённые правила. Если нет, то тогда наша история сворачивается. Мы стараемся следовать тем же принципам. Например, все знают лагерную традицию мазать друг друга зубной пастой. Это неистребляемая классика лагеря. Когда мы поехали с Леной на отряд, мы специально купили детскую пасту. Ту, которая не жжёт. Мы научили детей, как её разогреть под мышкой. Разбудили мальчиков, чтобы вымазать девочек. Потом наоборот. Мы их сами разбудили и сами же потом уложили. Никаких обид и конфликтов.

Когда мы с Леной задумали встать на отряд, мы готовились к этому весь год. Тетрадки те у меня до сих пор сохранились. Здорово помогла моя мама. У них в колледже был педкурс подготовки вожатых. Она приносила нам книги из библиотеки. Мы сами начали скупать сборники песен, сценариев, стихи какие-то искали. Тогда же ещё не было интернета. Вспоминали мероприятия, в которых сами участвовали когда-то. Записывали сценарии. Что-то добавляли своё. Мы активными были вожатыми. Нам надо было везде быть первыми. Поэтому мы и встали на один отряд, чтобы между собой побороться. У нас не было одного лидера. У нас была компания лидеров, за которой шли все. Они готовили все крупные мероприятия.

Конечно, в работе с детьми ни в коем случае нельзя оставаться на месте. Сейчас другие вещи им интересны. Остаётся база. Никуда не деваются командная игра, лидерство, поддержка и уважение. Какие-то элементарные вещи, они остаются, но форма подачи должна меняться. И если сейчас, к примеру, популярно короткое видео, которое дети записывают и выкладывают в соцсети, мы не можем это игнорировать. Поэтому в прошлом году у нас в лагере был создан пресс-центр. Дети делали кучу видео – с мероприятий с зарядки, из столовой – и тут же выкладывали их в группу «ВКонтакте». Оказалось, это важно для всех. В первую очередь для родителей, которые теперь в курсе того, чем их дети заняты в лагере.