Представляю вашему вниманию подробную статью о Сергее Михайловиче Прокудине-Горском (1863-1944) - изобретателе метода трехцветной фотографии в России (первое сообщение датируется 1902 годом). Общий принцип был подсмотрен в Германии, в лаборатории профессора Адольфа Мите, где Прокудин-Горский проходил обучение в фотомеханической школе.
В 1901 году А. Мите конструирует фотокамеру для «трёхцветной естественной фотографии». Однако, его метод достаточно неудобен, т.к. почти всегда требует очень продолжительной экспозиции: на ярком солнце до 30-40 минут (!), а при павильонной съёмке в облачный день до 3 часов 20 минут (!).
С.М. Прокудин-Горский совершенствует фоточувствительность используемого материала и достигает уже вполне рабочих экспозиций 1/4-1/4-1/2 секунды через каждый из фильтров. Хотя общий принцип трёхцветной фотографии остаётся всё тем же. Принципиальную схему фотоаппарата системы Мите-Бермполя, который использовался Прокудиным-Горским в своей работе, вы можете видеть ниже.
Нужно отдать должное немецкому изобретателю - подобная схема используется практически во всех современных датчиках цифрового изображения CCD и CMOS.
Прокудин-Горский практически постоянно работал не только над повышением светочувствительности материала, но и над созданием условий для наиболее естественной цветопередачи на изображении. И достиг в этом немалых успехов.
Прокудин-Горский использовал три цветных стекла: фиолетовое, зелёное и оранжево-красное. Обыкновенная броможелатиновая пластинка почти исключительно чувствительна к ультрафиолетовым, фиолетовым, синим и голубым лучам, к зелёным нечувствительна, а к жёлтым и красным почти не чувствительна. Поэтому, слой броможелатиновой пластинки пропитывался некоторыми красящими веществами (секретные ингредиенты) и высушивался, что позволяло пластинке стать более чувствительной к "потерянным" цветам.
Позже, Прокудиным-Горским, вместе с Максимовичем С.О., будут разработаны установка для показа цветных фотографий, аппарат для цветной киносъёмки и даже фотоаппарат, позволяющий за одну экспозицию получить сразу три изображения с нужными фильтрами (зеркально-призменный, будет запатентовано за границей).
Прокудину-Горскому нельзя приписать все лавры создателя трёхцветной фотографии. Хоть он и был очень горд своими достижениями в области фотохимии. Главное в другом - в кропотливой десятилетней работе над "Коллекцией достопримечательностей Российской империи" (1906-1916 гг.).
В общей сложности мастером было создано около 3500 негативов. Сегодня этим числом кадров никого не удивить - современная цифровая фотокамера может "продуцировать" до 30 кадров в секунду с разрешением в 50Мп. Но в то время иной эффективной системы для фиксации увиденного не существовало. Тем более - в цвете.
Для работы над "Коллекцией" Прокудин-Горский немало поездил по стране, оставив уникальное фотографическое наследие, зафиксировав в цвете уже исчезнувшие элементы культуры и быта России того времени.
Живописец мог с относительной точностью повторить на холсте все краски увиденного, но это требовало значительного времени. С.М. Прокудин-Горский с ассистентами могли сделать то же самое с высокой точностью в деталях за 1-3 минуты! Кроме того, параллельно, Прокудин-Горский совершенствовал метод печати цветного изображения. Полученные негативы можно было сохранять очень долго и распечатывать при желании любое количество цветных копий.
Сегодня часть наследия Прокудина-Горского оцифровано, что, теоретически, даёт этой коллекции почти вечную жизнь. Повторюсь, в цифровой фотографии, мы используем тот же принцип - аддитивную цветовую систему (RGB). Что мне кажется весьма символичным.
Прокудин-Горский смог завершить свою работу и добиться значительных успехов благодаря своему таланту и предпринимательской жилке. Ему удалось очаровать цветной фотографией царскую семью, давшую ему своё благословение на этот труд и всячески этому способствующую. Цветные фотографии можно было чрезвычайно эффектно демонстрировать с трёх диапозитивов на проекторе. Во времена зарождавшегося черно-белого кинематографа это выглядело впечатляюще.
Очень успешной стала идея с изготовлением цветного фотопортрета Л.Н. Толстого. Как писал Сергей Михайлович, идея эта скорее исходила от его друзей, чем от него самого. В мае 1908 года, после предварительной договоренности с писателем, Прокудин-Горский провёл три дня в семье Толстых в Ясной Поляне. Приехал он туда вместе с П.Е. Кулаковым. Последний изготавливал стереоскопические фотографии.
Цветная и стереоскопическая съёмки были приурочены к 80-летию писателя. Юбилейный цветной портрет Прокудина-Горского был широко растиражирован, что принесло автору и его методу широкую известность. Сама стеклянная пластина с изображениями утеряна. Всё печатают с литографского оттиска.
Портрет Л.Н. Толстого выполнен 23 мая 1908 года в 17.30, сразу после верховой прогулки писателя. Сделан портрет был в саду, в тени, падающей от дома. Задний план был освещён солнцем. Время экспозиции пришлось увеличить до 6 секунд (включая время передвижения кассеты). Снимок был сделан за один раз. Вторая-третья попытки были бы уже неучтивостью и излишней навязчивостью. Благодаря многолетнему опыту мастера, единственный снимок на большую камеру удался вполне.
С.М. Прокудин-Горский становится ещё более знаменит.
Интересно, что именно с этого портрета Толстого, уже в советское время и началась работа по воскрешению имени С.М. Прокудина-Горского и значения его фотографических работ. Удивительно, но до 1969 года музейщики считали портрет раскрашенным. Только благодаря работе Светланы Петровны Гараниной - российского учёного, специалиста по истории книги и фотографии, профессора кафедры книговедения Московского государственного университета культуры и искусств - имя Прокудина-Горского возвращается России.
Ещё до того, как Прокудин-Горский с головой погрузился в создание своей "Коллекции..." и в экспедиционную деятельность, он был первым в России, кто стал издавать журнал "Фотограф-любитель", посвящённый зарождающейся в России прослойке фотографов-любителей, к которой относятся многие, читающие эту статью. Позже журнал пришлось оставить (нехватка финансов и времени).
Представьте себе, благодаря стараниям Василия Васильевича Дрючина, руководителя проекта "Наследие С.М. Прокудина-Горского", журнал мастера оцифрован и до сих пор хранится на Яндекс-диске.
Побывав на Урале, тогда - зажиточном и богатом регионе России - Прокудин-Горский пишет в журнале "Фотограф-любитель" интересное наблюдение: "Из любезности к хозяевам, у которых мне пришлось жить несколько дней, я согласился снять семейную группу. Конечно, отправились надевать лучшие платья, причём женщины ни за что не хотели оставаться в светло-голубых юбках, которые были на них надеты, говоря, что этот цвет выйдет как белый, - что некрасиво. Все хорошо знали, что на прямом солнечном свете сниматься нехорошо и сами указали мне отличное по освещению место для съёмки. К установке группы все относились с должным вниманием и без малейшего шутовства. Из беседы после съёмки я узнал, что в селе есть любитель фотографии, но очень плохой. Присутствие его приносит всё-таки свою пользу, и в таких сёлах приезжему фотографу работать будет значительно легче".
Для экспедиций С.М. Прокудина-Горского предоставляется всё необходимое: специально оборудованный вагон и полная свобода перемещений по железной дороге, специально оборудованный пароход, автомобиль. Особых доходов эта деятельность не приносит, позволяя лишь хоть как-то сводить концы с концами. Покупать материалы и реактивы приходится на свои деньги. Вопрос с правами на отснятый материал остаётся не решённым.
Для преодоления бюрократических проволочек, вопрос пытались решить путём выкупа коллекции у автора (для обеспечения дальнейшей работы). Однако, с гибелью П.А. Столыпина, "сделка" с властью срывается. Государство не получает полный контроль над коллекцией.
В итоге Прокудин-Горский находит состоятельных компаньонов и организует товарищество на вере "Торговый дом "С.М. Прокудин-Горский и К", собственность которого передаётся в открытое позже акционерное общество "Биохром". Заручившись устным одобрением царя, все накопленные материалы могут быть использованы для коммерческой и образовательной деятельности.
Основной доход Прокудину-Горскому приносит печать цветных открыток с его негативов. Реализуются идеи по использованию фотоколлекции в преподавании курса "Родиноведения".
Всё идёт неплохо, но тут происходит Октябрьская революция.
С.М. Прокудин-Горский, по указанию А.В. Луначарского, назначается профессором Фотокиноинститута. 12 и 19 марта 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца на вечерах под названием «Чудеса фотографии», устроенных Народным комиссариатом просвещения, Прокудин-Горский в последний раз публично демонстрирует свои цветные проекции в России.
Летом 1918 года, после известия о расстреле царской семьи, Сергей Михайлович покидает Россию. Самую значимую часть коллекции ему удаётся вывезти с собой.
В Париже Прокудин-Горский открывает фотоателье "Ёлка". Его дело продолжают сыновья. Некоторое время их студия единственная в Париже, что может предоставить услуги по качественной цветной фотографии.
Между тем, сохранять коллекцию становится всё тяжелее и дороже. Вторая Мировая война и оккупация Франции делают своё дело. После войны история старой, сгинувшей навсегда царской России мало кого привлекает как во Франции, так и в Советском Союзе. Существует множество других проблем. Чтобы спасти хотя бы то, что осталось, наследники Прокудина-Горского принимают решение продать коллекцию за символические деньги - три тысячи пятьсот долларов - Рокфеллеровскому фонду. Это происходит в 1948 году. Так коллекция оказывается в США, где хранится сегодня в Библиотеке Конгресса США.
Именно в США принимают решение о её оцифровке, которая выполнена впервые в 2000 году. Снимкам Прокудина-Горского возвращают цвет. В 2001 году Библиотека Конгресса открывает выставку «Империя, которой была Россия», где экспонируются 122 фотографии, на которых цвет восстановлен с помощью компьютерной программы. Цветокоррекция проводится вручную профессиональным фотографом на основании его опыта и вкуса.
Так заканчивается история "Коллекции", которую автор, в своё время, всеми силами хотел сделать частью культурного достояния своей страны.
В 2011-2013 году Леонид Парфёнов снимает документальный фильм о С.М. Прокудине-Горском и называет его "Цвет нации". Цвет нации, покинувший Россию после Октябрьской революции.
Издателей и по сей день привлекают цветные фотографии Прокудина-Горского: вышло в печать множество книг-альбомов. Дело здесь не столько в романтизме ощущения навсегда потерянной империи, сколько в том, что сегодня фотографии С.М. Прокудина-Горского являются общественным достоянием и цифровые материалы Библиотеки Конгресса могут быть использованы в любых целях, в том числе - в коммерческих.
Знакомство с творчеством С.М. Прокудина-Горского должно наглядно продемонстрировать всем фотографам, насколько нелепо возвращаться к пройденному - к черно-белой фотографии. Нужно учиться выражать эмоцию и мысль современными средствами полноцветной фотографии. Не нужно делать шаг назад только из-за кризиса идей или творческого бессилия. Не нужно возвращаться к старым технологиям - нужно постоянно развиваться, используя самые современные возможности.
Оцифрованную коллекцию можно посмотреть на сайте Библиотеки Конгресса США по данной ссылке.
Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского» по ссылке.