Современный учитель, несмотря на его стаж и возраст должен гибко реагировать на изменения в сфере образовательных услуг. В его обязанности входит использование передовых (не менее эффективных) форм и методов обучения. Однако за их освоение берётся отнюдь не каждый педагог. Ведь, незнание дискредитирует опыт сотрудника (как многие думают), что влечет за собой рождение «комплекса профессиональной некомпетентности», а также конфликтов между молодыми и опытными учителями. Модель реверсивного наставничества создана для того, чтобы скрыть эти «неровности» системы образования.
Она подразумевает взаимодействие двух учителей (или иных педагогических работников) по разным вопросам. Высококвалифицированный профессионал консультирует менее опытного по вопросам образовательного процесса, в свою очередь он становится подопечным более молодого учителя по вопросам, в которых испытывает затруднения.
Вот несколько примеров использования модели обратного наставничества:
1. Менторство: опытные учителя становятся наставниками для новых преподавателей. Они предоставляют поддержку, советы и руководство новичкам, помогая им освоиться в профессии и развить свои навыки. Этот тип педагогического взаимодействия считается устаревшим и постепенно от него отказываются.
2. Равноправное сотрудничество: молодые и опытные учителя работают вместе над общими проектами или заданиями. Особо актуален при подготовке различного рода конкурсов и аттестаций. Здесь, старшие учителя делятся своим опытом и знаниями с младшими коллегами. Так, «зеленые» учителя получают возможность учиться от более опытных с интеграцией собственных форм и методов.
3. Обмен ролями: опытный учитель становится подопечным молодого на определенный период времени. Это отличный способ разобраться в компьютерных технологиях (применение искусственного интеллекта, различных программ и т.д.) обучиться новым методикам или придумать новые.
4. Взаимное наблюдение и обратная связь: опытные учителя и молодые специалисты наблюдают за работой друг друга и предоставляют обратную связь. Такой тип взаимодействия не является способом научения чему-то новому, а лишь способствует самосовершенствованию (помогает им улучшить свои навыки преподавания) и оттачиванию уже приобретенных навыков.
5. Коллективное обучение: учителя объединяются в группы или команды для совместного обучения и разработки новых методик преподавания. Они делятся своими идеями, опытом и ресурсами, что способствует взаимному обучению и развитию.
Таким образом, использование модели реверсивного наставничества способствуют развитию профессиональных навыков, обмену опытом и созданию поддерживающей образовательной среды в школе. Оно также помогает молодым специалистам более плавно адаптироваться к профессиональной среде и снижает риски возникновения конфликтов между опытными и молодыми специалистами.
P.S. Я пишу статью в течении долгого времени (3-4 часа), практически без отрыва. Поэтому неоднократно исправленные и вновь допущенные ошибки перестают восприниматься – глаз «замыливается». Если вы заметили ошибки – пишите. Будем исправлять вместе!
Литература:
1. Дорохова Т. С., Галагузова Ю. Н. Методологические основы реверсивного наставничества в профессиональной деятельности педагогов // Педагогическое образование в России. 2022. №5. – С. 154-162.
2. Мигунова Е. В., Жигалик М. А., Аверкин В. Н. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов // ЧиО. 2020. №1 (62). – С. 88-93.