Вася Ложкин (творческий псевдоним, взятый Алексеем Куделиным) для современной российской культуры явление уникальное. Его работы хотя бы раз попадались на глаза любому пользователю Рунета. Можно не знать фамилии автора, но не запомнить его персонажей, пожалуй, нереально - слишком колоритны. С его картин глядят на публику подчёркнуто брутальные мужики, подозрительные бабы с топорами, суровые сотрудники спецслужб, медведи, проповедующие традиционные ценности, носатые зубастые поленья, безумные зайцы и рыжие котики. При этом художником Ложкин себя не считает, потому что, по его же собственным словам, рисовать не умеет. Трудно определить и жанр, в котором он творит. Это чумовая смесь лубка, карикатуры и плаката, залакированная китчем и густо приправленная, как перцем, чёрным юмором и стёбом над всем и вся. Созданный Ложкиным Гомункулус имеет едкий характер и с удовольствием высмеивает то, что видит - начиная от наивности и глупости отдельных граждан и заканчивая тестостероновыми норвежскими лыжницами.
Алексей Куделин родился в 1976 году в Солнечногорске. В молодости увидел во всей "красе" 90-е годы, развал СССР и рождение в муках новой России. То время прочно связано в его сознании со смертью: сверстники умирали из-за передозировки, погибали в бандитских разборках, а пожилые люди становились жертвами "чёрных" риэлторов. В какой-то момент творящееся безумие сделалось настолько привычным, что стало казаться, что оно уже обосновалось в головах и стране навсегда.
Куделин выживал так же, как и другие сограждане. Крутился, подрабатывал. Выучился на юриста, но по специальности не трудился ни дня. Однажды нашел на помойке рулон ватмана и попытался пустить его в дело, изображая сюжеты, навеянные жизнью: убийства, расчленёнку, пытки. Несколько раз пытался писать маслом, но неудачно.
Свои финансовые дела он смог поправить только в начале 2000-х. Деньги ему неожиданно принесли коты, когда он опубликовал в ЖЖ фотографию одной из своих картин. Работу быстро купили. Алексей понял, что нащупал золотое дно, когда желающие приобрести смешных котиков выстроились в очередь. Вслед за хвостатыми на его картины потянулись и другие персонажи.
Художник подписывал все свои работы псевдонимом, в результате чего на всю страну прославился не Алексей Куделин, а сокрушитель устоев Вася Ложкин. Он говорит, что его творчество особенно любят люди, обладающие своеобразным чувством юмора, а покупатели картин обычно активизируются весной и осенью - в моменты сезонных обострений психических заболеваний.
"Я изображаю сказочный придуманный мир, - говорит о своём творчестве Куделин-Ложкин. - Порой это мир психозов и всевозможных пограничных состояний, порой бывает страшновато, но всё же это сказка с хорошим концом".
Живи Ложкин в любой другой стране, его способ самовыражения вряд ли нашёл бы такое же понимание у зрителей. Но именно в современной России он пришёлся ко двору, потому что сумел зацепить публику тем, что случайно или умышленно угодил в точку, в которой сошлись страхи, идеалы, традиции, ценности и архетипы общества. Каждый, кто смотрит на его картины, даёт им собственное прочтение. Оттого и восприятие может быть диаметрально противоположным.
В поисках ответа на вопрос "что хотел этим сказать художник", зрителям не помогают даже надписи, которые Ложкин стал делать на картинах. Интерпретировать смыслы можно бесконечно, поскольку, как утверждает автор, он постоянно обращается к "мистическим состояниям души", а его картины напрямую воздействуют на подсознание. Хотя объяснять, что именно хотел выразить той или иной работой, он не любит. Рисует как рисуется.
"В творчестве не люблю обобщений, поэтому на моих картинах всё конкретно, - утверждает Вася Ложкин. - Если это, например, выжившая из ума человекообразная бабушка с топором, то это она и есть, а не какой-то там собирательный образ, метафора или прочая лабуда".
Известность подарила ему и долгожданный коммерческий успех: работы Ложкина разлетаются как горячие пирожки в голодный год. И публика жадно требует добавки. Например, интернет-магазин, носящий имя художника, помимо картин на холстах продаёт множество самой разнообразной продукции: одежду и головные уборы с узнаваемыми принтами, посуду, пледы, значки, карты, обложки на документы, сумки, брелоки и даже ёлочные игрушки. И это ещё не весь ассортимент предлагаемых товаров. В принципе, разместить полюбившиеся публике картинки Ложкина можно на чём угодно, и со временем охват подходящих поверхностей наверняка расширится.
Каждый из его персонажей имеет собственную роль. Например, медведи выступают в качестве хранителей порядка и правильных традиций, поскольку знают, как нужно жить и как всё должно быть "по уму и по красоте". Люди на его картинах или, как называет их Ложкин, человекоподобные обезьяны, напротив, глупы, потому что лишены критического мышления и самоуверенно полагают, что знают абсолютно всё. Именно поэтому они становятся жертвами нескончаемых манипуляций.
"У меня серьезные работы, не до шуток! - заявляет Ложкин. - Все почему-то ходят и смеются, глядя на них. Конечно, есть границы, которые переходить нельзя. Все должно быть в рамках здравого смысла и Уголовного кодекса!"
Творчество Ложкина невозможно представить без котов. Они, как правило, олицетворяют собой доверчивых и не умеющих постоять за себя граждан, которые наивно надеются, что в жестоком мире найдётся тот, кто сможет их защитить. Эти животные, которые ведут себя совсем по-человечьи, пожалуй, самое забавное и светлое, что вообще есть в работах Ложкина. А хвостатые рыжики своим ярким цветом разбавляют чернуху сюжетов автора. Публика их трепетно любит и требует всё больше и больше.
"Котов я вообще люблю рисовать: они сами по себе прикольные, и в них можно вложить какое-то настроение, - говорит художник. - Вот зайцы мне надоели, я их больше не рисую".
У Васи Ложкина также имеется серия работ, посвящённых масонам, чьё призвание - всячески вредить гражданам. Именно они подливают мужикам в водку химию и ГМО, изобретают мельдоний (привет допинговым скандалам!), а также рок-н-ролл с коварной целью развалить СССР, объясняют Марксу природу материализма и переписывают историю.
Ложкин, не стесняясь, называет себя конъюнктурщиком, "православным сталинистом" и говорит, что смог бы творить при любом правителе. Мол, доведись ему жить при Иосифе Виссарионовиче, с лицами его нынешних героев он стал бы изображать капиталистов, буржуев и фашистов.
"Мне нравится антитеза "мы и они". Мы - светлые, добрые, прекрасные, а у них там геи, лесбиянки, мигранты. Добро в моём понимании с ядерной бомбой. Вот всерьёз верю, что эти медведи на моих картинах - они за добро".
Он стремится к тому, чтобы как можно больше приходящих на его выставки зрителей сначала издавали бы нечленораздельное: "Ыыыыыа!", а потом начинали рыдать от смеха. Такая реакция на картины, по его мнению, самая правильная. Ложкин считает, что лучшее место для любой из его работ - кабинет начальника или комната для переговоров в офисе компании.
"Чтобы посетитель, зайдя в помещение, где висит такая картина, мог сделать вывод об умственных способностях хозяина кабинета, о чувстве юмора и философском складе ума", - резюмирует он.
А вы, уважаемые читатели, что думаете о творчестве этого художника? Поделитесь своим мнением.