Каждый из нас является уникальной личностью с уникальным набором черт, уникальным опытом и уникальным путем.
В самом общем смысле, личностью определяется "совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность" (БТС под ред. С.А.Кузнецова) и находящих выражение во взаимодействии с миром.
Существуют различные теории личности (можно почитать специализированную литературу).
В.Франкл выделил основные характеристики, которые напрямую связаны с представлением о человеке в контексте димензиональной онтологии, и оформил их в виде 10 тезисов о личности (тезисы впервые были сформулированы В.Франклом в 1950 г.).
В следующих нескольких публикациях раскрою эти тезисы.
1-й тезис:
Личность неделима.
Личность есть in-dividuum, личность есть нечто не-делимое – ее нельзя разделить или расщепить, так как она представляет собой единое целое и рассматривается с позиции 3 измерений (взаимосвязанных и существующих одновременно): физического, психического, ноэтического.
Важно, что мы выделяем части, измерения, но помним, что они не изолированы друг от друга.
Человек остается собой самим в своей целостности, исполняя различные социальные роли (мама, дочь, преподаватель, жена, друг).
Даже при диссоциативном расстройстве личности остается сохранная часть.
2-й тезис:
Личность не только неделима, но и неслагаема.
Другими словами, личность не только нельзя разложить на части, но нельзя и соединить из отдельных частей – поскольку она представляет собой не только единство, но и целостность.
(Как структура, представляя собой внутреннее устройство системы, не передаёт все ее свойства.)
Структурировать, описать разные части, элементы личности стремятся разнообразные типологии (так, Мэрилин Мюррей выделяет в структуре личности Контролирующего, Плачущего и Изначального Ребенка; Эрик Берн выделяет в структуре личности Родителя, Ребенка, Взрослого; психоанализ выделяет уровни организации личности - невротический, пограничный и психотический; логотерапевтический подход выделяет три измерения - физическое, психическое, ноэтическое), однако это структурирование условно и не способно описать человека в его целостности.
В.Франкл отмечает, что все единства других порядков (масса, класс, раса) псевдоличностны.
3-й тезис:
Каждая личность есть нечто абсолютно новое.
Тезис связан с нашей уникальностью.
Ребенок не наследует от родителей личность. С каждым человеком, который приходит в мир, в бытие, в действительность входит нечто абсолютно новое; потому что ноэтическое не может быть в точности повторено.
К примеру, я вижу, как растущий племянник сочетает в себе черты, проявления каждого из близких родственников, при этом он уникальный и удивительный, и проживает свою уникальную удивительную жизнь. *
*Продолжение - в следующих частях
Автор: Гизатуллина Азалия Ришатовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru