Найти в Дзене
ПСИХОЛОГИЯ & ПРАВО

«А правильно ли я Вас понял….?»

Оглавление

С этой уникальной и простой фразы мы начинаем знакомство с ПОНЯТИЯМИ и ТЕХНИКАМИ позитивной коммуникации.

ЭМПАТИЯ

Для освоения коммуникативных навыков необходимо развитие такого качества как эмпатия, т.е. — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания и проникновения в его субъективный мир.

Наиболее известное определение эмпатии у известного психолога Карла Роджерса и оно звучит следующим образом: это способность встать в ботинки другого, изнутри воспринимать внутреннюю систему координат другого.

Иначе говоря, это процесс контактирования с внутренним миром другого человека. Эмпатию также называют «эмоциональной отзывчивостью». Эмпатия основана на конгруэнтности.

КОНГРУЭНТНОСТЬ

Это подлинное, честное и открытое переживание собственных чувств, искреннее самовыражение в общении с другим человеком.

Быть конгруэнтным означает, осознать свои эмоциональные реакции и использовать их для лучшего понимания оппонента.

БЕЗОЦЕНОЧНОЕ ПРИНЯТИЕ

Безусловное (безоценочное) принятие – один из важных факторов в эмпатическом взаимодействии.

Это умение реагировать на эмоциональные проявления человека, его поступки, не оценивая их.

Как развить в себе безоценочность? Это просто. Относитесь к другому человеку как к равному себе и имеющему право быть таким, какой он есть.

ЭМПАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ

Активное (эмпатическое) слушание – это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Такое общение позволяет услышать разные факты (которых раньше не замечали) и понять чувства как свои, так и оппонента.

Формат такого взаимодействия создает атмосферу доверия, в которой могут зародиться новые идеи и обоюдные решения.

Готовы прокачать навыки эмпатического слушания?

Есть несколько фраз, помогающих распаковать в диалоге ваш внутренний эмпатический ресурс.

«То есть вы имели ввиду, что …..?»

«Могу ли я уточнить, вы хотели сказать что….., если я неправильно вас понял можете пояснить…..?»

«Исходя из того, что я услышал, мне показалось, что….., если это не так поправьте меня и уточните ……»

Эмпатическое слушание включает в себя работу с чувствами.

ЭМОЦИИ КАК ИНДИКАТОРЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Эмоции и чувства значимы в конфликте!

Когда на консультациях я прошу назвать чувства, человек чаще задумывается и говорит что сложно назвать то, что он ощущает. На практике лексикон чувств и эмоций сводится к такому списку:

«радостно» и «грустно»

«плохо» или «хорошо»

«кайфово» и «некомфортно».

Можете сами проэкспериментировать и убедитесь в этом. При необычайно широкой палитре чувств и эмоций человек действительно осознает только малую ее часть.

Предлагаю расширить кругозор эмоциональной лексики. Для обозрения представляю вам «Колесо эмоций» Келлермана-Плутчика (см.рисунок ниже).

КОЛЕСО ЭМОЦИЙ
КОЛЕСО ЭМОЦИЙ

❓Вы спросите меня: «А зачем мы обсуждаем чувства и эмоции, когда говорим о конфликтах?»

❗️Отвечаю. Высокий уровень негативных эмоций, как правило, ведет к резкому искажению восприятия конфликтной ситуации.

Чем меньше информации у оппонента, тем больше он домысливает и достраивает недостающие фрагменты. Вследствие чего каждый участник спора формирует свой образ конфликтной ситуации.

Для разрешения конфликта важно создать общую картину ситуации. Эмоции же являются индикаторами внутренних глубоко спрятанных желаний.

Если эмоции расшифровать, понять какие потребности они скрывают, то появится почва для конструктивного диалога.

УПРАЖНЕНИЕ на прокачку эмоционального интеллекта:

1. Ознакомьтесь с «Колесом эмоций» (см.рисунок выше).

2. Попробуйте задавать себе каждые полчаса вопрос «Что я сейчас чувствую? Назовите свои эмоции и чувства». При возможности записывайте.

Через неделю вы будете приятно удивлены какими новыми красками раскрывается ваша чувствительность и пополняется словарный запас эмоций.

Вы сможете лучше осознать свои чувства и понять других людей!

Вам будет легче сформулировать свои потребности и желания в конфликте опираясь на собственные чувства и эмоции оппонента.

Как формулировать предложения , чтобы конструктивно и экологично донести до оппонента свои потребности поговорим в следующих статьях.

Подписывайтесь, если хотите знать как конструктивно разрешать конфликты, извлекать из них пользу и не бояться их!

Светлана Погребская,

юридический психолог, стаж в сфере разрешения конфликтов более 20 лет.

✍️приглашаю на частные консультации для разбора конфликтных ситуаций, запись по телефону + 7(968)758-00-07

Дата публикации 22.07.2023. Защищено авторским правом.

-2