– Она не оправдала моих надежд… – Такую фразу услышала я от Лидии. Мать говорит о своей дочери Александре.
Прозвучало это как приговор. Я замерла…Какие надежды? На что?
– Я растила её одна. Муж ушёл, когда Саша родилась… Ей не было ещё и года. Предатель. А знаете почему? – На меня смотрела молодая ещё женщина. Обычная внешность: крашеная шатенка среднего роста, нормальный вес, правильные черты лица – её можно было назвать симпатичной. Но ожесточённость, застывшая в выражении голубых глаз, в жестах отталкивала.
– Он ждал сына. Просто был уверен, что родится мальчик. — Она смотрела на меня увлажняющимися глазами, переживая заново события прошлого. – Хотел ходить с ним на рыбалку, играть в футбол…
Лидия теребила мокрый носовой платочек, то разворачивая его, то скручивая, нервные пальцы выдавали внутреннее напряжение.
– Как только на УЗИ сказали, что будет девочка, он взбесился. Ко мне изменился… Но до последнего верил, что аппарат ошибается.
Лидия судорожно вздохнула, открыла сумочку.
– Я принесла фотографию. Видите, с каким лицом встречает нас из роддома?
Я взяла карточку. Улыбающиеся бабушки и дедушки. Женщина с кулёчком, перевязанным розовой лентой. Лицо напряжённое, виноватое. Мужчина с брезгливой кривоватой усмешкой… Застывшая история несчастливой семьи.
Мы беседуем уже час. Лидия пришла с проблемой: не может найти язык с дочкой-подростком, которая выводит мать из себя.
– Всему! Всему сопротивляется! – твердить Лидия.
Я спокойно прошу расшифровать это неохватное слово “всему”. Чему может сопротивляться девочка?
– Всему! Всему! – твердит несчастная мать. – Я хотела быть гимнасткой! Не повезло. Тренер сказал, что нет перспективы. Повела Сашеньку, думаю, пусть хоть у неё получится… А она не хочет! Повела в музыкальную школу – та же история! Не хочет… А я так мечтала, чтобы она стала пианисткой!
— А кем Александра думает стать? – пытаюсь осторожно задать вопрос.
– Да никем! Говорит, что сама решит. – Лидия высморкалась в платочек. – Извините… Любит только гулять…
— А мне так хотелось, чтобы этот… так называемый отец… узнал, что Александра занимает призовые места в соревнованиях. Или о победах в конкурсах, как пианистки… Чтобы он пожалел, что ушёл! А эта неблагодарная девчонка… Я ради неё…
Долго Лидия рассказывала, чем она пожертвовала, чего лишилась…
Вот и всё прояснилось. Мать посвятила жизнь не дочери, а мести мужу. Жалко…Постоянные упрёки довели девочку до тихого сопротивления. Пока до мирного протеста. Она сама хочет делать себя, свою жизнь. И она права.
Мне грустно: дети – всегда заложники взрослых. Надо работать и с матерью, и с девочкой. Но всё поправимо.
Гложет только вопрос: а если бы отец остался? Как бы себя вёл? У него вообще мечта не совпала с реальностью. Любил бы он дочку? Или мстил за несбывшееся ожидание?