Найти тему

«Болотный» рок Тони Джо Уайта, который взяли на вооружение Элвис Пресли, Том Джонс и Тина Тёрнер

Рок — он разный. Бывает архаичный и современный. Бескомпромиссный и припопсованный. А бывает — болотный. Перемешанный с испарениями непролазных луизианских топей с их злющими крокодилами и мистикой вуду. Познакомиться с таким предлагает Тони Джо Уайт — отменный музыкант и автор, блюзмен и рокер, не слишком известный широкой публике. Что нас с вами не остановит, конечно.

Летом 1969 года бормотание этого парня о бабушке, которую съел аллигатор, разнеслось по радиоволнам. Тони Джо Уайт играл на гитаре и пел о каком-то овощном блюде, о котором большинство слушателей никогда и не слышали. В конце концов, пластинка разошлась достаточным тиражом, чтобы войти в десятку американского хит-парада. Песня называлась «Polk Salad Annie».

Её автор Тони Джо Уайт, который родился 23 июля 1947 года, приехал в Нэшвилл, пытаясь выяснить, что нужно сделать, чтобы делать записи и крутить их по радио. Всего за несколько месяцев он заключил контракт с лейблом Monument Records, который и выпустил «Polk Salad Annie».

Песня была о бедной девушке, которая охапками собирала растение под названием лаконос и готовила его на ужин. К счастью для Энни, она знала, как с ним обращаться, потому что растение может оказаться смертельно опасным, если его неправильно приготовить или сорвать в неподходящее время.

-2

Тони Джо Уайт был уверен: песни следует писать о том, что сам знаешь. Именно это он и сделал. Ведь сам вырос на блюдах из лаконоса:

«А в полях что-то вроде зелёной репки,

И все называют это поук-салатом!»

Сингл далеко не сразу стал хитом. В «Polk Salad Annie» много местного колорита и жаргонных словечек, которые отлично звучали в Луизиане, но оставались непонятными жителям других штатов. Но когда песню начала крутить крупная радиостанция в Лос-Анджелесе, она поднялась в чартах не только в США, но и в Канаде.

А дальше за энергично изложенную историю родом с Юга взялись настоящие тяжеловесы сцены. И Элвис Пресли, и Том Джонс записали свои версии «Polk Salad Annie». Обе — как на подбор!

Так уж вышло, что каверы знают лучше, чем авторский оригинал. То же самое случилось с отличной балладой Тони Джо Уайта «Rainy Night in Georgia». Хитом эта песня о дождливой ночи в штате Джорджия, когда кажется, что струи с небес заливают весь мир, стала в исполнении соул-певца Брука Бентона. Но я особенно люблю вариант Рэя Чарльза, который проявил максимум артистизма. А вообще она прекрасна во всех видах!

Не зря в самом начале мы отметили, что рок (как и блюз) бывает разным. Тони Джо Уайт за годы карьеры тоже не замыкался на одних болотах, то пытаясь нащупать дорогу к поп-музыке, то вновь углубляясь к корням, то пробуя себя в кантри. Неизменным оставалось высокое качестве его сочинений и игры. И его относительная неизвестность.

Не случайно Тони Джо Уайта относят к теневым героям сцены. Пока с его песнями блистали другие, он творил как бы в стороне от проторенных дорог. Но зато открыв этого штучного музыканта, некоторые меломаны загораются идеей собрать полную дискографию.

В 1979 году фамилию Уайта можно было приметить в авторских кредитах на альбоме Джо Дассена «Home Made Ice Cream».

Многие годы Тони Джо Уайт продолжал писать, записываться и заниматься продюсированием в компании различных артистов. В 1989 году он по приглашению Марка Нопфлера принял участие в записи альбома Тины Тёрнер «Foreign Affair» и предоставил для пластинки аж четыре песни, включая заглавный трек и хит «Steamy Windows». Это привело к оживлению карьеры мастера блюз-рока — и выпуску целого ряда новых альбомов.

Собственно, Тони Джо Уайт никогда не снижал планки, оставаясь верным избранному направлению. Человека можно вывести из болота, но болото из человека... Вряд ли. Даже в самых сахарных записях этого музыканта ощущается нервная шероховатость старого-доброго луизианского свомп-рока.

Тони Джо Уайт умер внезапно 24 октября 2018 года в возрасте 75 лет. По словам сына, он вовсе не был болен: «У него просто случился сердечный приступ… Не было ни боли, ни страданий». Его музыка была блюзом без натужной тоски — полной жизни, но со смаком, оттяжкой и будоражащей, сумрачной глубиной. В конце концов, аллигатор приходит не только за бабушкой Энни, которая собирает свежие зелёные побеги для своего салата...

Спасибо, что дочитали и дослушали!