Найти в Дзене
Петербург. Детали+

Эту скандальную картину хотел купить Третьяков, но Александр III его опередил

В 2011 году в Лондоне на аукционе русского искусства Bonhams авторское повторение (в уменьшенном виде) картины Василия Поленова «Христос и грешница» было продано за 5,4 миллиона долларов. Основной вариант картины находится в Петербурге в собрании Русского музея. В 1887 году, накануне 15-й выставки передвижников, эта картина наделала много шума.

Василий Поленов "Христос и грешница" (Русский музей)
Василий Поленов "Христос и грешница" (Русский музей)

Цензура при царе была почище, чем при КПСС. Перед открытием выставки передвижников все полотна осматривал цензор. Когда он дошёл до картины Поленова, всерьёз засомневался, можно ли такое своеобразное произведение показывать публике. Посоветовался с градоначальником, тот прислал чиновника для особых поручений. Чиновник не осмелился взять на себя ответственность и заявил, что вопрос о допуске картины на выставку должен решать президент Академии художеств. Президент Академии, великий князь Владимир Александрович, познакомившись с работой Поленова, сказал: «Конечно, для нас картина интересная, но для народа она вредна». Обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев посчитал, что полотно достойно быть представленным публике, но включать его в выставочный каталог не следует... И вот приехал император.

Александр III восхитился картиной и заявил, что покупает её у художника за 30 тысяч рублей. Тут же организаторы выставки поспешно перевесили её в лучшее место и включили в выставочный каталог. Однако название посчитали провокационным и изменили его. Позже Василий Поленов с долей огорчения писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною “Кто из вас без греха?”. В этом был ее смысл».

Известно, что полотно хотел приобрести Павел Третьяков. Он обсуждал этот вопрос в переписке с Поленовым, но конкурировать с императором было бессмысленно.

Александр Иванов. «Явление Христа народу»
Александр Иванов. «Явление Христа народу»

Любопытный момент: Александр III заплатил художнику в два раза больше, чем его отец, император Александр II, заплатил Александру Иванову за «Явление Христа народу». Между тем именно полотно Иванова вдохновило Поленова написать картину на религиозную тему.

Художник выбрал известный Библейский сюжет. Фарисеи приводят к Христу грешницу и спрашивают, что с ней делать? Вопрос коварный. По закону Моисея, за прелюбодеяние женщину должны побить камнями. Согласившись с этим, Иисус дискредитирует своё учение о добре и всепрощении. Не согласившись, - идёт против древних религиозных установок, и это должно уронить его в глазах народа. Подумав, Иисус отвечает фарисеям: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в неё камень». Толпа расходится. “... И я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши», – говорит Иисус женщине.

Грешница
Грешница

Цензоров смущало не только провокационное название, но и нарушение художником канонов религиозной живописи. Сцену из Библии он изобразил как сцену из реальной жизни, а Иисуса – как обычного земного человека – странника, мудреца, учителя, несущего в мир идеи человеколюбия. Взглянув на картину, не сразу поймёшь, что это Иисус Христос. Он ничем не отличается от окружающих его людей, только белый хитон подчёркивает бледность утомлённого лица. Даже волосы у него непривычно короткие. У многих этот момент вызывал вопросы, в том числе у Павла Третьякова. Но Поленов показал героя так, как видел. Для него была важна его человеческая сущность, а не канонические черты.

Поленов хотел изобразить Иисуса в кипе. В окончательной версии герой изображён с непокрытой головой
Поленов хотел изобразить Иисуса в кипе. В окончательной версии герой изображён с непокрытой головой

Единственное, чем пожертвовал художник, это кипой на голове. В окончательном варианте картины Иисус изображён с непокрытой головой.

Это полотно Поленов создавал больше десяти лет: изучал литературу, подбирал образы, совершил поездки в Египет и Сирию, Палестину и Рим, сделал множество набросков и эскизов, портретных и пейзажных зарисовок, архитектурных этюдов.

В 1885 году он написал эскиз углём на холсте такого же размера, как и будущий окончательный вариант картины: ширина холста – более трёх метров, длинна – более шести метров. Чтобы уголь не осыпался, художник покрыл работу сахарным раствором. Сейчас написанный углём эскиз находится в музее-усадьбе Поленово. Хотя ему без малого 140 лет, он ни разу не реставрировался и не выставлялся ни на одной из выставок.

Эскиз картины, написанный углём, находится в музее-усадьбе Поленово
Эскиз картины, написанный углём, находится в музее-усадьбе Поленово

Окончательную версию картины художник создавал в течение двух лет в Москве в доме Саввы Мамонтова (жена Поленова, Наталья Васильевна, была двоюродной сестрой жены Мамонтова). Для образа Христа вначале позировал Константин Коровин, а затем – Исаак Левитан. Поленов решил, что внешность Левитана более соответствует образу его героя. Позировала художнику и его жена, когда он писал образ женщины, стоящей на ступеньках храма и рукой прикрывающей глаза от солнца.

На картине каждый персонаж имеет свои черты внешности и характера, а кроме того все эти люди – герои различных библейских сюжетов.

Все фото автора.

Возможно, вам будет интересно: