Найти тему
Записки Школьника

О социальных сетях.

Логотип Facebook* (сеть запрещена в РФ). Яндекс.Картинки
Логотип Facebook* (сеть запрещена в РФ). Яндекс.Картинки

Уже несколько месяцев, как хотел порассуждать о социальных сетях. С появлением интернета и расширением его возможностей появились и социальные сети. Это платформы для общения разнородных групп людей. Сейчас, наверное, каждый взрослый является пользователем как минимум одной социальной сети. Хорошо это или плохо? Добро это или зло? Помощь нам, людям, или нет?

Думал я над этим, думал и понял, что нифига не знаю. А вопрос-то для меня интересный!.. Потому полез читать, а сейчас хочу изложить свою точку зрения.

Недавно я смотрел фильм Дэвида Финчера "Социальная сеть", в котором рассказывается об истории создания самой крупной соцсети в мире - Facebook* и задумался: "А есть ли вообще польза от социальных сетей, кроме общения? Общаться ведь можно в мессенджерах и в электронной почте. Несомненно, одна польза от них точно есть. Это деньги, которые они приносят их же создателям". =)

Вообще Facebook* изначально нацеливался не на всех, а лишь на молодёжь, подростков и студентов. Сейчас определение и захват любой цели обозначается новым словом "таргетирование". Получается, Facebook* таргертировался на молодёжную аудиторию. И был далеко не первой соцсетью. Он зародился как сайт для общения студентов Гарвардского университета, а уже потом превратился в масштабнейшую корпорацию. А зарегистрироваться можно было только по студенческому билету. Дальше был разрешен вход всем, закончившим Гарвард и преподавателям. А уже потом Facebook* стал общедоступной сетью с преобладанием видеоформата, то есть снимков. И главный эффект Facebook* - это то, как соцсеть изменила взаимодействие людей в интернете. Стало реальным показать другим любой момент жизни пользователя. Будь то окончание университета, влюбленность, свадьба, рождение ребёнка, бизнес, отдых, и даже свою собачку или кошечку. Но вместе с этим и претензий к нему набралось немало - скандалы, связанные с принципами его работы, а именно: фейк-ньюз, дезинформация, призывы к насилию появляются в сети чуть ли не каждый день.

Сейчас Facebook* запрещён в России после того, как компания разрешила публиковать в соцсети призывы к насилию в отношении военнослужащих РФ, и 21 марта 2022 года Тверской суд Москвы признал материнскую компанию Meta Platforms* экстремистской организацией, постановив запретить её деятельность в России. Сразу признаюсь, я сделал там аккаунт как раз в 2020 году, когда у меня появился смартфон с интернетом, но лишь из интереса к самому приложению и удалил его незадолго до блокировки.

Также считается, что Facebook* создал культ вокруг образа Марка Цукерберга, простого "айтишника в шлёпках", который сложил куски кода в правильном порядке и стал самым молодым миллиардером в мире в 23 года. От его нынешнего публичного образа исходят уже совсем другие вайбы (флюиды), но раньше на него равнялись почти все программисты-стартаперы (стартапер - это человек, который создаёт и реализует идею или проект). Я тоже заинтересовался им и в этом плане. И не только им, но и Биллом Гейтсом, и Павлом Дуровым.

Логотип ВКонтакте. Яндекс.Картинки
Логотип ВКонтакте. Яндекс.Картинки

Соцсеть ВКонтакте (ВК или VK) - это практически клон Facebook*, если кто-то вдруг не знает. Её создатель Павел Дуров это подтвердил, потому что оба ресурса запустились примерно в одно и тоже время, (Facebook* в 2004, а ВК в 2006), и оба были нацелены на общение студенческой аудитории, чтобы можно было искать своих знакомых по ВУЗам и школам, добавлять их в друзья, выкладывать фотографии и переписываться. Даже цветовая палитра соцсетей одинаковая.

На выбор названия сети ВК оказали влияние два фактора: во-первых, Павел Дуров воплотил в жизнь в названии сайта и его работе фразу «В полном контакте с информацией», которая являлась девизом радиостанции "Эхо Москвы", а во-вторых, среди вариантов названия искались те, которые не будут ассоциировать сайт с определёнными группами людей, как это было в "Одноклассниках", созданных буквально за полгода до ВК. Для этого идеально подходило слово «контакт».

За годы своего существования соцсеть обросла кучей новых функций и избавилась от такой же кучи ненужных. Например, у каждого пользователя была своя полоска рейтинга. Этот рейтинг зависел от наполненности профиля, даже от того, сколько у тебя загружено фотографий, от количества друзей, от количества размещённых материалов, от активности друзей и числа лайков. Но после того, как Дуров эту полоску монетизировал, началось "веселье". Характерной же особенностью и даже признаком ВК стала так называемая "Стена" - виртуальная гостевая книга на каждой странице, где любой мог написать о владельце профиля, что придёт ему в голову.

"Стену" в 2010 сменит микроблог (блог с короткими записями). Но большое число пользователей, настроенных консервативно, примут нововведение в штыки и буквально заспамят (закидают "мусором", спам - однообразная, ненужная информация) всю сеть призывами: "Дуров, верни Стену!" Фраза с тех пор стала мемом, если кто-то чего-то активно требует. =)

Логотип Одноклассники. Яндекс.Картинки
Логотип Одноклассники. Яндекс.Картинки

Предтеча соцсети "Одноклассники" появилась ещё в 1995 году, но не наша, а зарубежная. Российский сайт запустился через 11 лет и дублировал англоязычный ресурс classmates.com. Однако больше всего меня удивило то, что "Одноклассники" и ВК оказались конкурентами. Одноклассники появились чуть раньше, и на своей заре ассоциировались исключительно с людьми старшего поколения, с теми кто закончил школу и даже институт. В ВК же могла сидеть даже детвора, у них не было ограничений по возрасту, мой брат зарегистрировался там в 11 лет.

Но лично для меня "Одноклассники" являются любимой социальной сетью, и вот почему: первое, они были самой первой сетью, с которой я познакомился, а второе, мне нравится сейчас вспоминать те времена, когда мы вместе с мамой там сидели, переписывались со своими родственниками, смотрели фотографии и видео, слушали музыку и так далее. =)

Логотип Instagram* (сеть запрещена в РФ). Яндекс.Картинки
Логотип Instagram* (сеть запрещена в РФ). Яндекс.Картинки

Жанр фотографии, известный как ломография (то есть способ фотографирования, который ставит своей целью запечатлеть момент жизни таким, каков он есть) набрал первую волну популярности в 90-х. В основе этой моды были старые камеры, плёнка со специфической цветокоррекцией, моментальное проявление фотографии из "Полароидов" и всё прочее. Но через 20 лет ломография широко распространилась благодаря простому приложению для iPhone - Instagram*. В 2010-х он был одним из самых популярных приложений, а также долгое время был эксклюзивом для Apple устройств, от чего многие пользователи ощущали себя элитой.

Миллион активных пользователей Instagram* набрал всего за 4 месяца, через полгода было уже 5 миллионов. Так что теперь понятно, почему Марк Цукерберг "занервничал" и в конце концов купил приложение с квадратными фото за миллиард долларов, что тоже меня сильно удивило, потому что раньше я думал, что Instagram* изначально был детищем Meta*, но как оказалось, нет. =)

У этой социальной сети и по сей день получается оставаться одной из главных. Добавление видео, хэштэги, сториз, трансляции, функции мессенджера, возможности для бизнеса - вот только часть её функций. Из простой ленты с фильтрами и картинками она разрослась в сложную сеть. Но у популярности Instagram* есть и плохая сторона: из-за акцента на фотографии целое поколение начало жить напоказ, так чтобы жизнь эффектно смотрелась на фото.

Instagram*, как и Facebook* запрещён в России «в связи с распространением призывов к совершению насильственных действий в отношении россиян, в том числе, военнослужащих». Аккаунт в нём я сделал в 2020 году, и тоже лишь из интереса к самому приложению, но удалить его не успел, потому что приложение заблокировали и войти в него стало невозможно. Опоздал. =)

Постер фильма "Социальная сеть".
Постер фильма "Социальная сеть".

В конце хочу высказать такое мнение: как мне кажется, у социальных сетей есть полезные стороны - это возможность людей общаться между собой, а также знакомиться с чем-то новым. Однако у них есть и тёмные стороны: информация, размещённая в социальных сетях, может быть найдена, использована кем угодно и не всегда с благими намерениями. Кроме того, большинство людей уже буквально "живёт" в них (некоторые мои одноклассники даже на уроках не вылезают оттуда). А также в соцсетях зачастую происходят утечки информации, а пользователи сталкиваются с травлей или критикой.

Так что, наверное, пока ещё рано делать выводы к лучшему или к худшему социальные сети изменили мир.