Пришли мы как-то с сыном, которому без малого 2 года, на нашу площадку возле дома. В песочнице наделали куличиков. Сидим, считаем их, разрушаем, лепим новые. Рядом валяются игрушки других детей и наши. По негласным правилам нашей песочницы в оставленные игрушки играют все желающие, главное их не ломать и никуда из песочницы не выносить, чтобы хозяева, когда будут собираться домой, легко могли все найти.
К нам в песочницу запрыгивает шалыматная девочка лет 3 с небольшим. Девочка эта невероятно болтливая, обычно хватает все, что плохо лежит, дергает незнакомых взрослых за штанину или юбку, чтобы поделиться своими мыслями, отбирает у малышей формочки. При этом она не злобная, даже добродушная, но с большим шилом в одном месте и полной неспособностью хоть как-то контролировать переполняющие ее эмоции и порывы. Она всегда гуляет с папой, который сидит на лавке и в телефоне, и подходит к дочке только тогда, когда девочка упала и ударилась или с визгами пытается у кого-то что-то отобрать. В прошлый раз сынуля с этой девочкой играли с божьей коровкой, пытаясь ее погладить и посадить себе на ручку по очереди. Бедная букашка не выдержала таких издевательств и отдала богу душу, что привело в расстройство девочку, а сын тоже стал голосить, наблюдая бурную реакцию подружки. В общем, я всегда внутренне напрягаюсь, когда появляется эта фурия. Придется что-то разруливать, кого-то уговаривать или утешать.
Далее залезает в песочницу мальчик лет 4 с экскаватором и ведерком. Мальчик уже уверенно и хорошо говорит, довольно шумный и активный. Пацан сразу хватает чью-то лопатку, на что его осекает бабушка:
- А ты разрешение спросил? Это же не твоя лопатка.
- А она тут просто лежала, в нее никто не играет.
- Все равно, чужое нельзя брать.
Рядом все подряд и сразу хватает девочка, и уже зарится на экскаватор этого мальчугана. Но парень тоже не промах. Прижимая экскаватор к груди, положил глаз на игрушечную сковородку моего сына. Берет эту сковородку, сын не реагирует никак, занятый куличиками и другой формочкой. Раз шума нет, мне тоже по барабану, пусть играет. И тут голос бабушки:
- Зачем ты взял эту формочку, это же малыша формочка.
- Да ладно, пусть играет, сын пока не возмущается. – Говорю я.
- Предложи тогда мальчику свой экскаватор. – Говорит бабушка пацана.
Мальчуган нехотя кладет экскаватор рядом с сыном. Сын посмотрел на машину, но играть не стал, был занят важным делом, производством куличика.
- Только куличики малыша не задень, осторожно. – Предупреждает его бабушка.
- Я не задел! – Отчитался внучок.
Мы с сыном считаем куличики, украшаем маленькими камушками, в чем нам помогает шалыматная девочка.
Мальчуган быстро откопал небольшую ямку, чтобы добраться до мокрого песка, и начал ваять куличики из сковородки сына. Сделав парочку, важно заявил:
- У меня тоже куличики!
- Вот классно! У Вани куличики, и у тебя куличики!
Девочка, которая уже стала играть с экскаватором пацана (разрешение ей, естественно, не понадобилось), заголосила:
- Только у меня нет куличиков!
Отвечаю ей:
- Ничего страшного, сейчас ты тоже сделаешь куличики, и у вас у всех будут красивые куличики, хоть на выставку неси!
Пытаясь заделать пробел в производственном процессе, девочка зачерпывает ведерком куличики 4х летнего пацана, спешно ковыряет совочком песок из ямки, которую он раскопал, и быстро сооружает кривенький куличик при помощи ведерка.
- Она мои куличики сломала! – Закричал пацан, обращаясь к бабушке.
- Она, наверное, случайно, ничего страшного, ты еще сделаешь.
Парень явно занервничал, видимо смутно осознавая, что обидчица поломала его труды, да еще и играет в его игрушку без спроса. И уже обиженно произносит:
- Нет, не случайно.
Далее бабушка стала убеждать мальчугана, что девочка сделала это случайно (хотя нет), и что нельзя расстраиваться из-за ерунды. От нотаций парню легче не стало, он явно был раздосадован.
А мне подумалось, что бабушка совершает большую ошибку. Конечно, правильно учить детей не хватать чужое, спрашивать разрешение и делиться с другими. Но только не тогда, когда игра идет в одни ворота. Парень хоть и мал, но явно чувствует, что что-то здесь не так. Почему он должен быть вежливым и соблюдать все правила, а по отношению к нему эти правила не работают? Если такая политика будет продолжаться, то какие выводы может сделать ребенок? Что все правила – это лицемерие? Что бабушка – это враг? Что он всем должен? Что нужно обманывать, хватать чужие игрушки, когда не видят взрослые? Или еще что-нибудь в таком духе?
Я, конечно, понимаю бабушку. Объяснять в песочнице другим детям, что вот это не нужно делать; быстро отвлекать от темы своего ребенка, обиженного на действия хулиганки/хулигана, чьим родителям нет дела до песочных страстей; восстанавливать несправедливость – дело эмоционально затратное. Особенно если вспомнить, что над нами, взрослыми, нависает куча взрослых проблем, которые фоном вертятся у нас в голове и на фоне которых песочные дела – это мелкие неважные делишки. Только для них, малышей, это важные дела. Именно в процессе ковыряния в песке и лазенья по горкам формируются их установки, нормы морали и взаимодействия с другими. И тут уж, что посеешь, то и пожнешь. Поэтому нужно включать мозги и наблюдать все это общение маленьких людей, что-то контролировать и корректировать, что-то разруливать. Не орать на других детей: эй, ты, а ну отойди от Машеньки/Сашеньки/Афродитушки! А ну полож быстро наш совочек, негодяй! А по-взрослому. Хоть это порой тяжело и изматывающе.