В эпоху турбулентности уже не хочется перемен, а хочется стабильности, и даже немного какой-то стагнации. Ну хотя бы чтобы перевести дух. Сейчас особенно хочется стабилизации. И она таки есть! Вы не поверите, но в славном граде Севастополе в течение не то что десятилетий, а столетий! существует стабильность... стабильность в виде нерешения самых важных проблем. Например, с водообеспечением и канализацией. А еще - объектами развлечения, а еще - озеленением. Нет, зеленых островков прибавилось, но ГБУ выбирают себе отдельные скверы и парки для ухода, тогда как другие прозябают в ожидании внимания чиновников и исполнителей.
В 2020-е совершенно не стыдно за Приморский и Матросский (Мичманский) бульвары: они хоть и невелики, но ухожены. Упоминаемый в статье Исторический бульвар уже никогда не будет прежним: четырехлетнее забвение наверняка нанесло значительный урон зеленым посадкам, а по поводу реконструкции памятников и строительства новых объектов на том же Историческом бульваре - совершенно отдельная история. 4 года, а вовсе не 4 месяца, в течение которых «По случаю ремонта в здании музея вход в оный не дозволяется»!!! Дачи процветают, кумыса нет по-прежнему, и даже идей по его производству нет, а вот пляжей для такого города чрезвычайно мало. Но не только же купаться, в конце концов!))
Севастополь как город и как курорт в 1888 г.:
Жара, духота и всюду проникающая пыль делает нашу жизнь в городе не совсем приятной. В пыль особенности донимает всех нас, и, главное, укрыться от нее нет возможности, несмотря на все меры, принимаемые против нее нашим городским общественным управлением. Две лучшие и более населенные улицы вымощены прекрасной мостовой, последняя ежедневно подметается, но пыль все-таки этим не уничтожается, а лишь уменьшается На тротуары следовало бы обратить больше внимания, так как они нередко содержатся в худшем состоянии, чем мостовые, и следовало бы побольше заботиться о насаждении деревьев. Деревья, несомненно, здесь туго растут уход за ними только несколько дорог и хлопотлив, но все эти затраты с лихвой могут окупиться тенью, прохладой и уменьшением пыли, которые являются следствием увеличения количества зелени в городе. И все это легко устроить – стоит только захотеть и решится раз и навсегда отказаться от русского «авось и К».
На серой песчано-каменистой поверхности нашего города видится лишь три маленьких оазиса зелени: это Приморский, Мичманский и Исторический бульвары. Первый находится в лучшей части города и пользуется особенным внимание и публики, и городской администрации, но он еще очень молод, деревца его не дают никакой тени, и долго еще придется ждать, пока он сделается настоящим бульваром, с тенью и прохладой, даваемой не только соседством моря, но и деревьями. Остальные два бульвара находятся в полном пренебрежении, запустении и все-таки постепенно глохнут. В особенности жалко Исторического бульвара: там масса прекрасных тропических растений; видимо, что когда-то там все росло и цвело совершенно свободно, пользуясь, конечно, необходимым для этого уходом; а теперь все это глохнет, и недалеко то время, когда при подобном существующем отношении к бульвару, этот бывший роскошный цветущий уголок превратится в жалкий пустырь. То же можно сказать и о Мичманском бульваре. А между тем, при желании, при охоте и, конечно, при средствах эти оазисы зелени можно было бы держать в таком виде, что они доставляли бы много удовольствия публике, ищущей прохлады и тени, и сделали бы город более привлекательным, более сносным и для человека здорового, а не то что хворого, приехавшего к нам покупаться. При настоящем положении дел, право, приходится бежать из города и искать место поуютнее, попрохладнее и хоть с какою-нибудь зеленью.
Нашему городу придают большую цену хорошие морские купанья. Городом обращено особое внимание на этот предмет, и вот близятся к концу две строящиеся новые купальни, где работы не приостанавливаются даже по праздникам. Нужно надеяться, что купальни будут вполне удовлетворительны, но не все же купаться?...
Здесь существуют попытки устроить загородные дачи, а некоторые даже затеяли на дачах устроить продажу кумыса. Но… кумыс плохо дается нам. Видите, нам хочется создать все из ничего, но человеку этого не дано – с этим нужно раз навсегда покончить и примириться, а потому и бросить такую дикую мысль, как снабжение города кумысом при наличности всего трех-четырех кобылиц. Дачи же, дачи тоже не особенно двигаются вперед, опять потому же, что нам сразу хочется создать все, а тоже не всегда может удаться.
Вот и принуждены мы сидеть дома в запертых комнатах и ждать, пока ветер уймется и пыль уляжется, а этого приходится иногда долго ждать. К вечеру обыкновенно пыль уменьшается, все выползают из душных комнат, магазинов, контор и прямо двигаются на Приморский бульвар, где действительно кое-как все-таки душу отведешь.
Мест для развлечений, таким образом, у нас немного: бульвар, затем… затем театр и только. Правда, есть еще места, которые могут привлекать своими историческими особенностями – это окрестности, а в городе таких мест немного, да и те не особенно доступны, несмотря на всю свою доступность, например, севастопольский военный музей ремонтируется вот уже 4-й месяц, и все на воротах его красуется надпись: «По случаю ремонта в здании музея вход в оный не дозволяется».