Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Отношения между клиентом и консультантом - "человеческие"?

Отношения между клиентом и психологом - это тоже человеческие отношения. Тут будет даже лучше сказать "человечные", причем в них всегда есть взаимное доверие (если терапевтический альянс был создан успешно).

Они порой "человечнее" других межличностных взаимоотношениях, и тем не менее много чем от них отличаются.

Например, все внимание обоих участников направленно на одного из них и на волнующие его проблемы. Это не значит, что один просто будет говорить, какие все козлы кругом, а другой будет всегда кивать головой и подтверждать "козловость" окружающих. Так скорее было бы в дружеских отношениях: "Мы одни против всего мира..." и тп.

В терапевтических отношениях, убеждению "все козлы" нужно разъяснение. Его и попросит дать психолог, чтобы и он, и сам клиент смогли понять, из чего оно происходит и чем и чему оно мешает (если мешает).

У этих отношений так же есть регламент. Да, это значит, что психолог полностью вовлечен в мир и проблему клиента только в рамках сессии. На этой сессии, участники этой проблемой занимаются, т. е. ищут её причины и пробуют подбирать ей решение. Короче говоря - работают над ней, а не просто обсуждают.

Есть еще роли. Роль клиента достаточно описать так: быть собой. И чем откровеннее эта роль отыгрывается, тем больше вероятности достижения необходимого результата. Роль психолога описать сложнее, но я думаю, ей подошло бы название "сопроводитель".

Представим, что клиент, приходя на сессию, как бы зовет к себе домой психолога (открывает ему свой внутренний мир). Они ходят вместе по комнатам и клиент показывает и все рассказывает.

Вот, мол, здесь у меня прихожка. Здесь места для обуви нет, поэтому если у гостей грязные ботинки, то они обязательно наследят у меня дома, а я им ничего сказать за это не могу ( неумение отстаивать личные границы);

здесь у меня ванная. Походу кран где-то течет и я постоянно переплачиваю за воду, но я хз, где утечка ( расходование эмоциональной энергии впустую);

здесь у меня кухня. Здесь я всегда готовлю сосиски с макаронами. Хочется что-то еще приготовить, но я боюсь - вдруг не получится ( страх перемен);

а тута у меня спальня. Здесь я постоянно о чем-то мечтаю и здесь же все эти мечты и остаются ( неопределенность, или недостаточно мотивации, что в принципе бывает одним и тем же )

Ну так вот. Роль сопровождающего (психолога) здесь указать на то, что он заметил и чего клиент не видит или не обращает на это внимание.

А в чем, собсна, "человечность" - то?

Можно сказать о безусловном принятии и о других гуманистических принципах, которые следует соблюдать консультанту в работе и которые способствуют контакту. Но я здесь хочу сказать об этом тривиальном, но от того не менее важном "психолог тоже человек", со всеми человеческими отсюда вытекающими. Он не идеален и принимает это в себе, что, кстати, дает ему принять "не идеальность" клиента. Это в том числе способствует отношению на равных.

А что может быть человечнее, чем допускать существование человеческих "пороков" в людях и не идеальности и принимать все это?

https://vk.com/thereisnoanswer216126013 - моя группа в вк

89298230575 - телефон для записи ко мне на консультацию в мессенджерах

Автор: Каракян Вячеслав Вячеславович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru