Найти тему

Почему возникает категоричность?

Оглавление

В работе с психологи я обратила внимание на одну свою черту характера, которая есть и была во мне всегда. Теневую. Которую я не никогда не принимала, и считала ее какой-то ненужной, странной, как каким то багом. И старалась всегда вытеснить ее — это КАТЕГОРИЧНОСТЬ. 

Деление все на чёрное и белое. Только так или никак. И какой-то середины и быть не может в моем восприятии.

Конечно, это во многом мешало мне в разных сферах жизни. Большенство решений приняты именно по такому принципу. Но и как управлять этим не понимала.

Но когда мы стали прорабатывать этот пункт с психологом, я поняла, откуда растут ноги. 

Что такое категоричность? Это способность сбросить тревожность. Потому что чёрное - это вот так. Я точно знаю как. Белое - вот так. Все ясно и понятно. А что между этим чёрным и белым? Неизвестность. Непонятность. Неопределённость.

Жить в неопределенности, когда ты не знаешь, а как в итоге получиться, чёрное или белое или ещё как-то очень сложно. Особенно сложно когда ты застрял в детской травме. Чаще всего именно там это и зарождается.

Когда ребёнок маленький, ему важно быть в стабильности и определенности, которую ему дают близкие взрослые. Так как сам ребёнок не на что повлиять не может в силу возраста. И от того, насколько все стабильно в его жизни (стабильность организованная родителями и физически и эмоционально) настолько он чувствует что он в безопасности. «Если нет стабильности и определённости — я могу не выжить и умереть». Так работает инстинкт самосохранения.

Но в жизни не всегда все бывает идеально, и может случится так, что родители не давали чувство стабильности, допустим эмоциональное. Были событии, когда ребёнок не понимал, а сейчас точно все хорошо или все рушится?

Приведу пример:

Мама поругалась с папой, злая, грустная, слёзы наворачиваются. Но рядом ребёнок, ему нельзя показывать свою слабость, свои эмоции. И она говорит: мой хороший, все прекрасно, все отлично. Ребёнок видит одно, слышит другое. Появляется рассинхрон а как на самом деле? Доверять ли маме сейчас? А вдруг все плохо? 

Или ещё пример:

Опять с мамой. Она так же из за чего то рассержена и зла. Ребёнок об этом не знает. Подбегает как обычно поделиться новостью, игрушкой, обняться, но маме не до этого и она его отталкивает. Ребёнок в недоумении почему? Мама меня отвергает? А вдруг так теперь всегда будет? Но на следующий день у мамы все хорошо и она ласковая и добрая. И у ребёнка снова диссонанс. То есть какие-то эмоциональные качели у мамы, когда ты не знаешь как она поведёт себя завтра? А точно всегда будет все стабильно? А вдруг со мной что-то не так? А вдруг она меня отвергнет и я пропаду? 

Все описанные примеры происходят на автомате и не осознанно. Но могут отложить огромный отпечаток не психике ребёнка. 

И дальше этот малыш вырастет. Он становится взрослым человеком и уже способен сам управлять своей жизнью. Сам строить свою стабильность и определенность в жизни. Не ожидать что ее кто-то даст и организует. А сам не создавать. 

И промежуточное состояние кроме чёрного и белого во внешнем мире, его не пугает. Потому что от этого его стабильность не рушится. От неизвестности в каких-то вопросах, будь это отношения с людьми или события в жизни, у него ничего изменится глобально, он сам управляет своей жизнью. 

Будет чёрное – хорошо. Белое – тоже норм. А то, что пока неизвестно как будет – тоже не плохо. У меня тут много чего ещё есть в моей реальности. Подождём увидим.

Вот так мыслить взрослый, зрелый человек, который вышел из своих детских травм. 

Когда мы находимся свои тёмные стороны, «отрицательные» черты характера и смотрим на них, идём в них и признаём, мы обретаем ещё большую силу. 

А как их обнаружить, принято и проработать? 

Ответ на этот вопрос в начале статьи.

Работать со своим мышлением :)