Теологи определяют человека как сущность, сотворённую с ограниченными возможностями восприятия действительности, но с полной свободой воли, и тем самым, они полностью противоречат своим же догматам о всевластии небожителей. Извините, но логика требует остановиться на чём-то одном. Другой пример постулатов веры: всё Сущее является ареной взаимодействия двух сил – созидательной и разрушительной (добро и зло, свет и тьма и т.д.), и по тому, как складываются события на планете, можно судить о том, какая из сил на данный момент владеет инициативой. Простой анализ исторических событий, происходящих или уже канувших в Лету, подводит к определённому выводу, что «тёмные» как были у руля, так и остаются, несмотря на то что, по всем канонам, смена сил должна происходить на постоянной основе.
Личности, относящиеся к религиям с той ли иной мерой лояльности, в этом месте поспешат заявить, что верования являются неотъемлемым атрибутом цивилизации, и что огульно поливать грязью религии не стоит, так как, при прочих равных, они дали человечеству много полезного. Отвечу на это следующим. Трудно не согласиться с тем, что вера позволяет нивелировать мелкие людские страстишки, оказывая страждущему психотерапевтический эффект на всю оставшуюся жизнь или так, по ситуации, но всё это уравновешивается тем, что религия способна раздуть страсти большие. Говоря о влиянии этого института на цивилизацию, нельзя обходить вниманием такие вещи как: религиозные войны, инквизицию, насильственное насаждение своей религии другим народам и т.д. Что же касается полезного, то это заслуга отдельных личностей, но никак не всего института религии как такового.
Честно говоря, лишним поводом для написания настоящей статьи стало полученное мною письмо, в котором автор в качестве аргумента привёл цитату профессора московской духовной академии А.И. Осипова: «Как известно, Дьявол обещал людям справедливость, а Бог - милость и прощение.». Каждый раз, когда передо мной ещё совершенно чистый лист, я намереваюсь подать свои суждения наиболее мягким образом, дабы никого не обидеть, но, когда заочные оппоненты подставляются так откровенно, удержаться просто невозможно. Смею предположить, что своими словами автор пытался выразить всю суть религии (в данном случае христианства). И надо же такому случиться, что у него это получилось! С одной стороны, эти слова призваны дать успокоение и надежду для верующих, но с другой стороны, для думающего человека они начисто срывают с религий дурманящие покровы благости.
Я не стану злоупотреблять вниманием читателей, пытаясь даже кратко пересказать «мистическую» сторону истории становления аврамических религий в цивилизации. Желающие могут ознакомиться с её полной версией в «Кратком курсе…» самостоятельно. Для вынесения объективного вердикта достаточно будет проанализировать то, чем на самом деле является религия в её земном проявлении.
Любая группа товарищей, объединённых целью влияния на общество, так или иначе ввязывается в политические игрища. С самого момента возникновения власти как таковой, все её ветви вели ожесточённую борьбу за всю полноту власти, извините за тавтологию. К этим группировкам-ветвям я отношу духовников, курирующих духовную составляющую жизнедеятельности общества, политиков, ответственных за структуру общества и его безопасность, а также экономиков, отвечающих за материальные блага. Общепринятое обозначение властных ветвей: законодательную, исполнительную и судебную следует относить к политической ветви. Весомость той или иной группировки определяется просто – числом сторонников той или иной идеи, равно как и признанная религия отличается от секты только количеством адептов. Для того, чтобы твоя идея возымела успех в обществе, ей мало быть верной, её необходимо продвигать, агитировать за неё или проповедовать, а для этого нужно знать чаяния членов социума и их психологию. Грубо говоря, идею нужно донести и желательно добрым словом, а если не выходит, то можно применить и грубую силу, победителей ведь не судят, себе дороже выйдет.
Исходя из имеющихся результатов, можно смело констатировать, что дистрибьюторы аврамических религий оказались прекрасными психологами. Весь секрет их успеха заключается в беспроигрышной ставке на человеческие слабости, а именно в заверениях, что чтобы ты не творил, тебе будет прощено, достаточно лишь покаяться. На фоне того, что на протяжении большей части времени существования цивилизации верования имели огромный вес в сознании человека, подобное предложение можно назвать потрясающе выгодным и щедрым. Но это только начало, основа идеологии.
Грамотный охотник за умами и сердцами должен понимать, что манипулирование мнением внимающих ему может осуществляться только двумя способами – пряником и кнутом. Высший пилотаж – это синтез данных методов убеждения, ибо предоставление одного только пряника не может гарантировать, что потенциальный клиент не станет посматривать по сторонам в поисках других ништяков, равно как и демонстрация одного лишь кнута может просто отпугнуть слушателя. Самый эффективный способ объединения кнута и пряника – это принятие на себя роли борца за всё хорошее против всего плохого. С таким подходом к делу возможны варианты. Одно дело, когда внешний общий враг действительно имеет место быть. В этом случае, с одной стороны, радетелю за всеобщее светлое завтра не придётся тратить усилий на описание очевидной для всех опасности, но, с другой стороны, враг-то объективно присутствует, и никто не даст гарантий, что он не окажется сильнее. Дабы обойти это тонкое место, можно пойти на простой финт ушами – придумать врага, непременно наделив его всем самым-самым, от могущества и до коварства. При таком подходе заверения о том, что только ты и можешь с ним справиться, уже не будут казаться верхом бахвальства, ведь ты же сам и придумал правила игры, и роли в ней распределил. Ну а дальше, дело за красноречием миссионеров и механикой преемственности традиций. И ничего, что для успеха применимы любые средства, от волюнтаризма и откровенной лжи и до прямых угроз и шантажа, приз того стоит, победителей не судят, но им достаётся всё. В сухом остатке, ты привлёк сторонников пряником (прощение и милость) и скрепил их воедино кнутом, а это не менее важно, так как каждому ясно, что в едином коллективе безопаснее, деление на «свой-чужой» у человека, что называется, в крови, со всеми вытекающими последствиями.
Смею предположить, что до появления аврамических религий понятия Добро и Зло не имели такого значения, какое они имеют сейчас. При прочих равных, более древние верования рисовали природу вещей иначе и более объективно. Однако погружаться в эту большую тему мне бы сейчас не хотелось, а вот о последствиях возвеличивания этих понятий поговорить самое время и место.
Хочу ещё раз подчеркнуть, что справедливость – это объективная, обезличенная оценка последствий решений и действий, а не субъективное мнение по принципам: нравится – не нравится, приемлемо – неприемлемо, правильно – неправильно и т.д. Именно такое понимание понятия Справедливость может дать шанс человеку выпутаться из паутины интерпретаций смыслов процессов и явлений и, как следствие, привести свою жизнь в порядок. Подмена понимания Справедливости (объективное явление, попавшее в разряд абстрактных и субъективных) Добром со Злом (субъективные и абстрактные явления, принявшие категорию оценочности деятельности) приводит к нескончаемым попыткам выдавать желаемое за действительное, с соответствующим результатами и последствиями.
Первое следствие низвержения Справедливости и возвеличивания Добра и Зла – это легитимация двойных стандартов оценок, когда «свой» шпион гордо именуется разведчиком, а «чужой» рыцарь плаща и кинжала удостаивается прозвания – шпион. Ещё более яркий пример – отношение к родственникам и ко всем остальным. Так же стоит упомянуть про те самые благие намерения и прочие исключительно добрые помыслы, оборачивающиеся на деле проблемами, вследствие людского взаимного непонимания друг друга, не говоря о чистом жульничестве. Взять хотя бы вечную проблему родительской сверхопеки и якобы дурного юношеского максимализма. Этот список можно продолжать и продолжать, но думается, что и этого будет достаточно.
Кто-то может возразить, что я слишком сгущаю краски, и что без понятий Добра и Зла люди бы давно друг друга «съели». Но позвольте, сначала взгляните на этот мир честно и непредвзято и трезво содрогнитесь. Безусловно, никто никого в большинстве случаев не ест в прямом смысле слова, но использование других себе на благо – это сплошь и рядом, какую нишу социальных взаимоотношений не возьми. Конечно, можно без устали прикрываться развесистыми словесами, но этим делу «оздоровления мозгов» не поможешь. Многовековая история религий, призывающих бороться со Злом с помощью Добра, тому яркий пример. Важно понимать, что правила игр пишутся их создателями для себя, переиграть их невозможно, нужно просто перестать играть. То есть, действовать и оценивать действия необходимо, отталкиваясь от объективного понимания механики процессов действительности, чему и учит Система Знаний, а не с учётом мнения тех, кто дёргает за нити, ведущие к Вниманию человека. Конечно, для этого потребуется изрядное мужество, но результат того стоит, в противном случае человеку никогда не избавиться от своего рабского ярма. Напомню, что Свободу не даруют, её берут своими руками и оберегают как непреложную ценность. И это то дело, где торг не уместен.
Спроси себя,
Что миром правит: Добро иль Зло?
Ответа нет…
Оставь сей вечный спор
Из ветхих старых книг
Для тех, кто ищет оправданья
Своим делам и мыслям каждый миг.
Судье над миром имя –
Справедливость,
Удел её мерилом быть всему…