Найти в Дзене

Упражнения по теме «Безударные гласные в корне слова»

Упражнений много не бывает. Думаю, что и эта подборка пригодится вам в работе. Её можно использовать для учеников разных возрастов.

Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

Осл…пительная кр…сота, зн…мёна разв…ваются на в…тру, пр…мышленность стр…ны разв…вается, пос…деть от горя, пос…деть на крыльце, неприм…римые враги, прим…рять костюм, неув…дающий т…лант, просв…щать народ, насл…ждаться пением, пл…нительный образ, г…родской пейзаж, объед...нять усилия.

Упражнение 2. Данные слова выпишите в три колонки:

1) слова с проверяемыми безударными гласными;

2) слова с чередующимися гласными;

3) слова с непроверяемыми гласными.

Д…мовой, сг…реть, торм…з, ст…рожить, соч…тание, ун…кальный, огл…сить, бл…стеть, ярм…рка, разг…дать, расст…латься, б…рабан, бл…днеть, выр…внять пол, к…ридор, вп…рвые, в…ртуоз, вопл…тить, покл…ниться, абс…лютный, потр…сающий, оз…рить, д…пломат, уд…вительный, пл…вчиха, кр…дит, просл…влять, к…снуться, пр…зидент, утв…рь, ав…нгард, об…щание.

Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте свой выбор.

1. На дв…рах и д…мах снег л…жит полотном и от солнца бл…стит разноцветным …гнём.

2. Вот молния змейкой бл…снула вд…ли, в тр…воге д…ревья т…инственным шёпотом речь повели.

3. На холмах м…яки бл…стают, там стражи русские ст…ят, их копья острые бл…стят.

4. А в…сток всё г…рит, разг…рается, птички солнышка ждут, птички песни п…ют, и ст…ит себе лес, улыбается.

5. И в…личаво месяц полный из-за холмов д…лёких встал и над р…вниною безмолвной, как чудный светоч, засиял.

6. В…т…рок пахнул прохладою н…чной, и над уснувшею з…млёй з…рницы вспыхнул ог…нёк.

Упражнение 4. Прочтите текст и озаглавьте его, определите основную мысль текста. Выпишите слова с пропущенными буквами, устно объясните их написание.

Наш сад был заброшен. Я нанял р…ботников с т…п…рами и л…патами, и сам стал р…ботать с ними. Больше всего разр…слись и глушили другие д…ревья топ…ль и ч…рёмуха. За прудом была п…лянка. Она вся зар…сла отр…стками топ…лей. Я в…лел их рубить. Когдамы вырубали м…л…дые топ…льки, мне иногда ст…новилось жалко их. Один изо всех сил д…ржался и не хотел ум…рать. Но было поздно, когда я узнал, что не надо было их уничт…жать. Я думал: отр…стки вытягивают сок из старого топ…ля, а вышло другое. Старый топ…ль давно уже ум…рал, знал это и перед…вал свою жизнь в отр…стки. От этого они так скоро разр…слись, а я убил всех детей старого топ…ля. (По Л. Толстому)

Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы, внесите исправления в данную таблицу.

Непроверяемые гласные:

д…станция

к…блук

д…легат

т…инственно

к…нфликт

т…лант

Лишнее слово: ___________________

Проверяемые гласные:

ед…нение

д…рижёр

сохр…нит

д…щатый

р…скошный

од…нокий

всх…дить

неприм…римый

Лишнее слово: ___________________

Чередующиеся гласные о-а:

з…ря

отр…сль

р…сток

з…рянка

выр…внять грядку

пл…вучий

м…лахит

накл…нение

Лишнее слово: ___________________

Чередующиеся гласные е-и:

соб…рать

выж…чь

выч…тать

выч…ты

расст…лить

нат…рать

прид…ржать

вым…рать

Лишнее слово: ___________________

Файл с ответами для распечатки можно скачать здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК.