Много авантюристов и даже откровенных психопатов оставило след в великой российской истории. Наверное, так предопределено свыше. Арестованный по обвинению в призывах к экстремизму Игорь Гиркин (Стрелков) – один из таких представителей отечественной интеллигенции. Без него многое выглядело бы иначе. Собранный из сплошных противоречий, неуживчивый, эмоциональный на грани скандальности, Стрелков выбивается из логики и всех стратагем и находится вне всякой системы. Наверное, он сам по себе система, автономная и неуправляемая.
Задержан Игорь Гиркин в 21 июля в Москве по ст. 280 ч.2 УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». В аквариуме суда по избранию меры пресечения выглядел как медитирующий Будда. Просил вывести прессу и демонстративно молчал. Вердикт выслушал стоически, в камеру отправился спокойно.
Обвиняют Игоря Всеволодовича из-за двух постов в Telegram-канале, где он, по версии следствия, призывал к экстремизму. Честно сказать, было. Очень многое прощалось имперцу-патриоту за то, что все понимали, но говорить не решались. А Гиркин решался. Часто с истерикой, ссорами, скандалами, но говорил.
Биографию Стрелкова (фамилию он взял в память своей бабушки, потому что командарм Гиркин и вовсе моветон) можно назвать байопиком о человеке, строившем жизнь антимейнстримно, вразрез всему. Когда разваливался Советский Союз, молодой человек не вписался в свободный рынок и не стал демократом, а оказался монархистом-реконструктором. Белой акации цветы эмиграции. Только поехал он не в Париж, а в Тирасполь воевать на стороне народного ополчения Приднестровской республики, привезя с собой винтовку Мосина. Потом воевал в Сербии против боснийских мусульман. Затем в Чечне. Поэтому совершенно естественно, что после киевского евромайдана 2014 года оказался в Крыму в дни Русской весны, а затем в Донбассе.
Так молодцевато мог выглядеть образцовый хорунжий Белой врангелевской гвардии. Подтянут, боевит, ведет в штыковой бой на позиции врага батальон или полк. Вместе с другом и коллегой-журналистом по газете «Завтра» Павлом Бородаем зажгли огонь сопротивления в Донецкой народной республике. Стрелков командовал обороной ДНР и вооруженными силами во время первых дней независимости. 6 июля 2014 года он объявил себя военным комендантом Донецка и железной имперской хваткой задушил все проявления лояльности к Киеву. И вроде все хорошо – диктатор из стали в шахтерском крае оказался сильнее Петра Порошенко, заботящегося больше о своей шоколадной империи «Рошен» и выводе активов. Но есть нюансы.
Герой сдал атошникам Славянск и Краматорский район Донецкой области, где за эти годы ВСУ укоренились в земле так глубоко, что их бункеры пробивает не всякая ФАБ. Командира вывозили в багажнике машины под укрытием груды бронежилетов. Позже Стрелков расскажет, что отступление Славянской бригады есть стратегический маневр, позволивший донецкой милиции запереть ВСУ в «Южный котел», где Киев потерял 5000 убитыми и пропавшими без вести, ранеными и пленными. Ополчению в качестве трофеев досталось около 70 единиц военной техники, включая танки, БТР, БМП, БМД, РСЗО и гаубицы. Может быть, так. Но Славянск и Краматорск до сих пор под желто-синим прапором.
После возвращения экс-министра обороны в Москву он анонсировал вероятность создания политической партии, которую сам бы и возглавил. Она «должна быть оппозиционной к Владимиру Путину и ответить угрозу мигрантской фашизации». Игоря понесло.
В принципе, это стало его главным занятием на все девять лет. Он поссорился со всеми, даже с донецким руководством. Обвинил Павла Бородая в «предательстве», хотя сам бросил жену с детьми-инвалидами в сарае в Ростовской области, а с будущей молодой супругой, бывшей танцовщицей донецкого ночного клуба, Стрелков въехал в московскую квартиру. Клуб рассерженных патриотов – это о нем. Вроде все правильно говорит, но так, что всякий раз это удар по безопасности России и бонус для пропагандистов киевского режима. Его называли «околооппозиционером», а однажды в разгар разгрома свинорейха в Артемовске свои же пообещали сотворить с ним унизительное и бесчестное.
Со временем даже монархическая личина истаяла, оставив голые амбиции. Перед задержанием в своем Telegram-канале Срелков предложил «сковырнуть» президента России.
Делом Игоря Ивановича Стрелкова или Игоря Всеволодовича Гиркина занимается следствие. В ФСБ товарищи безусловно понимают, что человек несистемный и не простой, но это не повод подыгрывать противникам. Дворянская аватарность все смешала. Еще четверть века назад он получил звание унтер-офицера Дроздовского объединения Белой гвардии и холил надежду по выслуге лет зажить от души с дражайшей третьей супругой Мирославой Сергеевной в своей поместной деревеньке на пару-тройку сотен крепостных душ где-нибудь в тьмутараканьем углу великой и необъятной державы. Однако в жизни не всегда случается так, как в военно-исторической реконструкции.