Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как Германия преодолела "Великую депрессию"

Почему к 1939 году гитлеровская Германия обогнала вооруженные силы двух ведущих держав Европы в гонке вооружений несмотря на то, что серьезно проигрывала их совокупной экономической мощи (особенно с учетом фактора поддержки союзников Соединенными Штатами Америки)? Данная картинка абсолютно четко объясняет как это произошло.

В середине тридцатых годов прошлого века политики Англии и Франции всеми силами и возможностями стремились избежать новой войны. Причиной этому была не гипотетическая трусость лидеров этих государств, не некий ужас перед возможными потерями в грядущей мировой бойне, а вполне простое понимание ими того факта, что победа в новой мировой войне против Германии не принесет этим государствам никаких значимых дивидендов, кроме огромных экономических и социальных проблем. Итоги Первой мировой войны были у всех перед глазами. Поэтому лидеры Великобритании и, в меньшей степени, Франции были готовы идти на уступки режиму Адольфа Гитлера, ошибочно полагая, что конечной целью фюрера германской нации является "исправление несправедливостей версальского мира".

В отличии от них, Адольф Гитлер пришел к власти с четким пониманием того, что мировой войне - быть. Причина войны была очевидна для Гитлера - мировой еврейский заговор против Германии, или, в более широком смысле, против Европы. Все знают, что Гитлер стремился к завоеванию "жизненного пространства", но немногие в курсе, что необходимо оно ему было для установления политической гегемонии Германии в Европе и объединение Европы под руководством Германии для борьбы (экономической) с Соединенными Штатами Америки, каковое государство, с точки зрения Гитлера, было оплотом мирового еврейства и проводило еврейские козни в жизнь.

Соответственно, война была неизбежна, Гитлер сам установил сроки ее начала: не позднее, чем через восемь лет после его прихода к власти. Такой срок был установлен фюрером для осуществления перевооружения Германии. Через четыре года вермахт должен был быть полностью готов к защите государства от возможной англо-французской агрессии, а еще через четыре года - способен проводить политические решения фюрера вооруженным путем.

Все силы Германии были брошены на перевооружение. Соображения экономического, политического или социального толка, противоречащие программе перевооружения, отметались как несущественные. Программа перевооружения проводилась под полным контролем государства, промышленники и финансисты Германии, имевшие глупость возражать или даже сомневаться в рациональности подобного подхода, нагибались государственной машиной через колено. Даже когда речь зашла о непосредственных экономических интересах "рурских стальных и угольных королей", которые, к слову и привели Гитлера к власти, решение было вполне однозначным. Государственная компания АГ Герман Геринг (именно государственная, сам Геринг ни в какой форме не владел ей и даже не получал дивидендов) создавалась вопреки существующим картельным договоренностям внутри страны. Более того, пострадавшие магнаты были вынуждены принимать участие в создании собственного экономического конкурента, передавая в его состав часть своей собственности в административно-приказном порядке.

Нацисты, в некотором роде, совершили экономическое чудо - невиданный феномен, переведя в мирное время до 20 % ВВП страны на военные нужды. Причем речь идет именно чисто о военных расходах, а если брать все госрасходы, направленные на подготовку к войне, цифра достигнет фантастических 30 %. В экономическом смысле это было абсолютно неоправданно, и к 1939 году подобная политика привела Германию на грань инфляционного кризиса, от которого государство спасла война, обусловившая введение нормирования в государстве.

В то время как европейские политики играли в политические игры, Германия как слепой лось мчалась к одной цели - перевооружению, не обращая внимания ни на какие препятствия на своем пути.

И этот спурт немцам вполне удался. Несмотря на превосходство конкурентов в промышленной мощи, на короткой временной дистанции они обогнали Англию и Францию.

В то же самое время демократиям, вынужденным противостоять нацистам, надо было разглядеть опасность, убедить свои парламенты в ее реальности, выделить средства и договориться со своими промышленниками о начале ответной гонки вооружений. А это было не так-то просто - только в сферическом мирке алчные капиталисты рвутся к военным заказам. Военное производство вещь специфическая, покупатель у тебя - государство, которое "ведет" свою игру, и противостоять ему не очень то получается. Ты можешь вложить огромные средства в организацию производства, а государство свернет свои заказы - и кому ты будешь нужен со своими 105 мм снарядами, например? Продать за границу? Могут вмешаться политические соображения, и промышленник останется на бобах. Пример, опять же, был перед глазами - военные промышленники победившей Франции после Великой войны массово разорились. Авиапромышленность государства потерпела крах в 30-е годы и была национализирована. Для нее это было хорошо, а вот для ее бывших владельцев - не очень.

Посему запрягали демократии довольно долго, но с учетом своей экономической мощи уже в 1939 году они могли тратить на перевооружение бОльшие суммы, нежели немцы, при этом они составляли меньший процент от ВВП. Гитлер начинал проигрывать гонку вооружений, и поэтому он вынужден был начать Вторую мировую войну для того, чтобы успеть использовать тот задел, который Германия смогла создать с 1933 года.

Автор - Алексей Котов