На архитектурный стиль наших городов во многом влияли не только модные тенденции, и тараканы в головах заказчиков и дизайнеров, но и различные исторические события. В небольшом ликбезе относительно архитектуры постараемся разобраться во всем этом. Погнали разбираться.
В основном до прихода к власти Петра I, архитектура России носила так скажем свой традиционный стиль, где были некие оглядки на Византию. Но нам более интересен как раз тот этап, когда начались значительные преображения страны и связано это со строительством Петербурга.
Началось все, как водится в 1703 году. Петр, который на вопрос, - "Вы что хотите как в Европе?" сказал утвердительное - "Да!", начинает строительство Петербурга. Тут сразу пошел полный (ну почти) игнор старых русских традиций строительства. Теперь дома полагалось строить "сплошной фасадою", то есть вплотную друг к другу, строительство города должно было вестись по градостроительному плану, а строить все требовалось из камня(так в то время, в том числе кирпичи называли), и для того даже был издан указ о запрете каменного строительства в остальной России.
Сделано это было для того, чтобы все каменщики рванули на заработки исключительно в Петербург, что в целом и последовало.
По указанию Петра архитектор Трезини разрабатывает несколько проектов жилых домов в один или в два этажа, причём габариты дома и размер участка определялись имущественным и социальным положением человека.
Подлые — это холопы и крепостные, а не то, что вы там подумали. Кстати, часть таких построек в Питере сохранилась и найти их можно на Петропавловке или Ваське (дома Троекурова (6-я линия, 13), Боткина (18-я линия, 1), Трезини (Университетская наб., 21)). Помимо этого, Трезини разошелся и накидал типовых проектов для парков. Он же делает первые наброски генерального плана города.
Параллельно план Петербурга делает и вторая приглашенная звезда - Леблон. И этот план был куда интереснее.
Строить в итоге стали нечто среднее. И, к слову, это были первые планы постройки городов в России, так как до того города строились как-то сами по себе.
Все постройки Петровской эпохи отличал непривычный для России тех времен стиль. Разумеется, стиль этот Петр притащил из Европы и называется он барокко. (Ну ладно, спецы ворвутся и скажут, что уже было московское узорочье, но я как истинный петербуржец отрицаю первенство Москвы в чем-либо).
В целом специфика барокко отображается в его дословном переводе с итальянского - причудливый, вычурный.
Но при Петре этот стиль не получил должного развития. Война со шведами, знаете ли. Европейцы пытаются втянуть Турцию в войну. Прибалтика и Финляндия присоединяются к Швеции против России. И вроде бы уже можно все решить мирно, но шведы переговоры затягивают. Короче, все деньги уходили туда и было как-то не до красоты. Да и присутствовала преемственность от типичной русской архитектуры, ведь нельзя просто так взять и сразу строить по-другому. В итоге потом это стиль выделят в отдельный – Петровское барокко. Всё вроде бы по новому, но скудненько и без лишней вычурности. Сам Пётр вроде как был за простоту.
Но все меняется, когда приходит она – Елизавета Петровна.
И вот она то отрывается на все бабки. Ну а что? Отец навершил делов, положение страны более-менее стабильное, можно и в отрыв уйти.
Специально для того нанимается итальянский зодчий (хотя кого обманывают учебники – его отец жил на Шпалерной) Бартоломео Растрелли. Уж он то кладет позолоты и лепнины не жалея. Посмотрите хотя бы на Зимний дворец, или Екатерининский дворец в Царском селе.
Чуть позднее из барокко появится новый стиль – рококо. Иииии, честно говоря, я сколько не пытался, так и не смог понять в чем там глобально разница за исключением пары моментов. Потому возьмем за рабочую, следующую теорию:
Так совпало, что расцвет рококо пришелся именно на правление Елизаветы, которая по любви к роскоши и тусовкам утерла бы нос многим. Аквадискотеки у ней, конечно, не было, но на тот момент уже имелся Петергоф. С приходом к власти Екатерины II барокко и рококо постепенно пропадут и сменятся классицизмом, о котором мы поговорим в следующий раз. Но некоторые наши соотечественники, до сих пор восхищаются этими стилями, воплощая в жизнь свою мечту о лучшей жизни.
Автор - Дима Катаругин