Четыре отличных рассказа, на сей раз не от известных классиков, но тоже из того, что из всех прочитанных произведений малой формы задели по-настоящему. Заставили крепко задуматься. Вызвали сильные эмоции. Удивили новым взглядом. В общем, те, что выделились из общей массы. Каждый по-своему.
Немного о моих отношениях с малой прозой
Я долго не могла оценить этот литературный формат. Когда была юной, то мне казался он устаревшей формой, такой, что должна была уйти вместе с классиками. Ну кто может писать рассказы лучше Чехова, например? Но потом, с открытием новых жанров, мнение поменялось, но стало не хватать размаха, эпичности. Конечно, если учесть, что это был период чтений длинных фэнтези-саг наподобие "Колеса Времени" Джордана или цикла Сальваторе про похождения Дзирта До'Урдена, то становится понятно, откуда тут ноги растут. Но я снова открывала новые жанры и новых авторов, и в итоге начала читать рассказы с удовольствием. Не все. Уметь уместить всё задуманное на нескольких страницах, это ещё уметь надо. Умеют, как оказалось, многие. Одной их тех причин, за что я люблю редакторскую деятельность на ЛайвЛиб, заключается в том, что перед глазами проходит огромное количество произведений и периодически выкапываются потрясающе интересные вещи. И некоторые рассказы входят теперь в мою коллекцию любимых литературных произведений, мой личный список лучшего. Сразу скажу, что не претендую на истину в последней инстанции, понимаю, что литература - штука субъективная. Но надеюсь, что эти рассказы найдут как можно больше читателей, которым тоже придутся по душе. Поэтому расскажу о них и здесь.
"И вестники Господни", Тэд Уильямс
Этот рассказ я встретила в антологии "Воины", составителями которой являются известные фантасты Джордж Мартин и Гарднер Дозуа. Его сразу захотелось выделить отдельно, потому что это очень классная вещь. По крайней мере меня пробрало. Идиотское слово, но именно оно лучше всего отражает мои впечатления от рассказа. Здесь очень здорово раскрыта тема как религиозного фанатизма, так и категорической атеистической позиции.
Оно как бы из головы. Усовершенствованная машина для убийства, запрограммированная на "нести возмездие во имя Бога", рассуждает, думает, планирует следующую операцию в логове еретиков-атеистов. С ним всегда "семя Духа" - нечто, постоянно находящееся внутри черепной коробки, нашептывающее слова напутствия и поддержки, подкрепляющее веру и не дающее сойти с пути истинного. Подобное "семя" есть и у атеистов. Достаточно интересное решение. Это куда быстрее и эффективнее, чем работа идеологов от церкви и "вербовка" обычным путем. И, главное, всегда в действии. На самом деле читать мысли Плача Кайна страшновато. Фанатизм - оно всегда страшно. А уж идеологически подкрепленный, сдобренный одобрением Всевышнего и благословением духовных лиц, дающий карт-бланш на устранение еретиков и, самое страшное, непоколебимо уверенный в своей правоте - такой фанатизм и вовсе ужасен. Ибо карающая длань и разжигает ненависть. И начинает кровопролития. Работа образа мышления истинного религиозного фанатика здесь подается прекрасно. А ещё интереснее, а что будет, если вдруг все истины разобьются? Если исчезнет вечно сопутствующий голос Духа, если вдруг останешься наедине со своими мыслями. Именно со своими и только со своими. Очень интересный момент...
"Яйцо", Энди Вейер
Этот микрорассказ - как раз из случайных встреч "по работе". Невероятно удачная. В этом маленьком тексте заключена грандиозная идея, чудесная теория и новый, точнее абсолютно иной, взгляд на реинкарнацию.
"Хорошую религию придумали индусы...", как пел в своей песне Владимир Высоцкий, и я всегда разделяла эту точку зрения. Ну, что хорошую. Энди Вейер пошёл дальше и вглубь. С одной стороны он всё максимально упростил и свёл к минимуму всю систему, с другой показал, что может быть чем, и намекнул на нечто грандиозное, что будет потом, что вне границ этой вселенной и нашего понятия о течении времени. Мне традиционное религиозно-философское представление о реинкарнации как-то ближе и роднее, чем то, что представил Вейер. Но я за разнообразие просто. А так... Ну а вдруг?
Чудесная вещица. Пара минут на чтение, а впечатлений и размышлений теперь масса. Потрясающе!
И да, это тот самый Вейер с "Марсианином".
"Бабушкины куклы", Фам Тхи Хоай
Жаль, что у нас опубликовано только два рассказа этой вьетнамской писательницы, получившей высшее образование в Германии и впоследствии туда иммигрирующей. Но "Лабиринт" и, особенно, "Бубушкины куклы" уже показали, как по-новому она умеет преподнести достаточно избитые темы, как необычно их раскрывает.
Удивительно образный и красивый язык. Если бы не это, то рассказ получился бы совсем мрачным.
Мы все – те самые девочки, бабушкины куклы, глядящие в небо или лежащие вниз лицом, и одна из нас, с бантом, всегда сидит, расставив ноги в стороны.
Сравнение с куклами несколько коробит, вызывает протест - ну как же так, мы ж не куклы, мы - личности. А потом смешно. Над этим протестом смешно. Потому что есть куклы, есть кукловоды. А есть куклы, что лежат в корзинке, которую приносит на продажу старушка, но их никто не покупает, не нужны никому. Жесткая аллегория.
В этом небольшом рассказе несколько судеб. Ещё совсем юных, но уже обреченных. И не сами девочки в этом виноваты. На них просто поставлены штампы. Уже.
"Ты вейнулся, Снеогг, я знаала...", Марек Хуберат
Очень хотелось, чтобы это было написано не о Земле. Очень хотелось, чтобы герои оказались какими-нибудь инопланетянами. Да, это такая двойная мораль получается, но не совсем. Дело не в том, что если не моё, то и хата с краю. Дело абсолютно в другом - очень не хочется примерять на человечество то, что происходит в нарисованном Мареком Хубератом будущем. И самое страшное, что в это можно поверить. Весь гуманизм современного общества держится только на том, что это общество может себе его позволить содержать душевнобольных, вытягивать людей с недостаточным развитием, помогать инвалидам и считать их полноценными членами нашего общества. Но мораль так изменчива, а человек настолько эгоистичен, что в сложных обстоятельствах ему легко внушить новую доктрину - эти люди, а эти не люди.
Прочитать стоило хотя бы ради того, чтобы примерить на себя, что же такое быть, нет, неправильно, считаться не человеком, но уметь думать, а главное - чувствовать. Каково в таком случае быть биологическим материалом для тех, кому повезло немного больше? Вспоминаешь о тех, кто живёт среди нас, но кого обычно стараешься не замечать. Вспоминаешь дискуссии об эвтаназии. О вечных спорах насчёт того, что гуманнее - оставить жизнь неполноценному или нет, чтобы не мучился. Но...
- Ведь мы хотим только жить... - прошептала она, глядя на него.
Концовка логична. Хотелось бы другой, но тогда она была бы чересчур фантастична даже для фантастики.
Советую. Прошибает на эмоции. Такие нужные эмоции, что привыкли прятать, путая их проявление с демонстрацией слабости. Это просто человечность. То, что делает человека человеком. Именно оно, а не какие-то там установленные кем-то показатели.
Пока о малой прозе всё, новые сборники в планы ближайшие не входят, но если вдруг снова мне повезёт встретится с чем-нибудь интересным, буду копить и приносить в таких обзорах.