Найти в Дзене
Думающая история

Музыка торговых куполов

Оглавление

Бухара - город цвета пустыни, желтые «песчаные» постройки караван-сараев и медресе и сейчас напоминают о том, что когда-то это был один из крупнейших центров на древнем Шелковом пути.

Медресе Абдулазиз-хана, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)
Медресе Абдулазиз-хана, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)

Бухара славилась текстилем, большим спросом пользовались руно ягнят каракульской породы (каракульча), шелк, хлопок, кожа, ковры, одежда, а также вышивка золотом и изделия из металла.

По какой бы улочке в историческом центре вы ни пошли, вы непременно пройдете мимо одного из многочисленных караван-сараев разной степени сохранности. В городе было более 60 караван-сараев - постоялых дворов, где путешественники могли отдохнуть сами и накормить, а если нужно и поменять вьючных животных каравана.

Караван-сарай Ахмаджон, г. Бухара, Узбекистан (Источник фото: https://pilottttt.livejournal.com)
Караван-сарай Ахмаджон, г. Бухара, Узбекистан (Источник фото: https://pilottttt.livejournal.com)

В наши дни Бухара как и сотни лет назад (а городу более 2500 лет!) - это город бойкой торговли.

Внутренний двор караван-сарая Нугай, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)
Внутренний двор караван-сарая Нугай, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)

Мастерские и сувенирные лавки здесь повсюду, даже на перекрестках дорог под торговыми куполами «токи».

Токи — это сводчатые перекрытия перекрестков дорог, построение в XVI в.

Токи Заргарон, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)
Токи Заргарон, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)

В Бухаре очень жарко летом (и даже весной - мы убедились в этом на собственном опыте в мае), а купольная конструкция, продуваемая ветрами со всех сторон, служила своеобразным термосом - здесь прохладно даже в жаркие дни.

Изначально рынки - токи были специализированными. Например, токи Саррофон был куполом менял: когда-то здесь была расположена одна из крупнейших валютных бирж Центральной Азии: купцы из Индии, Китая, и других стран меняли деньги у менял, которых называли саррафами.

Токи Тельпакфурушон был куполом торговцев головными уборами.

Токи Тельпакфурушон, г. Бухара, Узбекистан (Источник изображения:https://ru.wikipedia.org)
Токи Тельпакфурушон, г. Бухара, Узбекистан (Источник изображения:https://ru.wikipedia.org)

Это здание довольно сложное с архитектурной точки зрения, ведь оно расположено на пересечении пяти улиц. Шесть пилонов являются основаниями купола (его диаметр – 14,5 м).

Один из выходов из токи Тельпакфурушон, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)
Один из выходов из токи Тельпакфурушон, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)

Токи Заргарон недалеко от ансамбля Пои Калян был куполом ювелиров («заргар» можно перевести как «ювелир»).

Когда-то здесь находилось 36 ювелирных мастерских-магазинов, торгующих самыми разными украшениями.

Токи Заргарон, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)
Токи Заргарон, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)

Сейчас, как нам показалось, специализация ушла в прошлое, и под торговыми куполами можно купить разнообразные сувениры: вышивку «сюзане», керамику, украшения, головные уборы, изделия из меха и музыкальные инструменты.

Акустика куполов способствует музыкальным экспериментам при выборе сувенира. Например, можно купить традиционный узбекский бубен «дойра».

Дойры в лавке музыкальных инструментов в токи Тельпакфурушон, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)
Дойры в лавке музыкальных инструментов в токи Тельпакфурушон, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)

Это один из древнейших музыкальных инструментов. В пещере Каттакамар в Ферганской долине найдено настенное изображение 3 тысячелетия до нашей эры, где человек держит в руках дойру – бубен.

Изображения грота Катта-Камар (Южная Фергана) - в группах 2 и 4 фигуры людей с дойрой (Источник изображения: https://eo.iea.ras.ru)
Изображения грота Катта-Камар (Южная Фергана) - в группах 2 и 4 фигуры людей с дойрой (Источник изображения: https://eo.iea.ras.ru)

Диаметр дойры в среднем составляет около 40-50 см. На обод из засушенной виноградной лозы (реже из бука или ореха) натягивается кожаная мембрана.

Дойра - узбекский бубен, сувенир (фото из личного архива автора)
Дойра - узбекский бубен, сувенир (фото из личного архива автора)

В отличие от бубна звенящие составляющие - кольца располагаются не за пределами деревянного кольца, а внутри по периметру. Колец может быть до 100 штук!

Дойра - узбекский бубен, сувенир (фото из личного архива автора)
Дойра - узбекский бубен, сувенир (фото из личного архива автора)

Считается, что для более звонкого и отчетливого звучания перед игрой дойру необходимо нагреть вблизи огня или на солнце. Жаркий воздух подсушивает натянутую на каркас кожу, и сила натяжения мембраны увеличивается. Слабо нагретая дойра издает томный переливчатый тянущийся звук. Для достижения такого таинственного звучания перед исполнителями ставили медный чан с водой, который выполнял функцию резонатора, звукоотражателя.

Но и этого мало! Надо знать секрет, как и в какое место ударять по мембране, чтобы извлечь звуки нужного характера: легкое постукивание мизинцами, сильные удары ладонями, скольжение пальцев по мембране … Удары в середине мембраны позволяют извлечь низкие ноты, а по мере перемещения рук к краю звук повышается.

Сравните игру туристов и профессионала :)

В токи Заргарон нам повезло застать на рабочем месте профессионального музыканта Джалола Авлиакулова (Jalol Avliakulov), который с удовольствием продемонстрировал нам звучание различных струнных узбекских инструментов.

До пандемии коронавируса 2020 г. у него была своя группа, сейчас она распалась, но остались диски с записями, так что можно увезти с собой звуки Узбекистана, чтобы вспоминать, как пел рубаб или гиджак под торговыми куполами Бухары одним жарким майским днем.

Джалол Авлиакулов (Jalol Avliakulov) играет на гиджаке в токи Заргарон, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)
Джалол Авлиакулов (Jalol Avliakulov) играет на гиджаке в токи Заргарон, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)

Гиджак считается одним из самых древних среднеазиатских смычковых инструментов. Са­мое ран­нее упо­ми­на­ние о гиджаке содержится в среднеперсидском литературном па­м­ят­ни­ке III-IV вв. «Драхт асу­рик», что переводится как «Ассирийское дерево».

Гиджак упоминается и в трак­та­тах Аль-Фа­ра­би (X в.), Абд аль-Ка­ди­ра (Ма­ра­ги) (XV - XVI вв.), Али­ше­ра На­вои (XV в.), Дар­ве­ша Али Чан­ги (XVI-XVII вв.). Гиджак можно увидеть на книж­ных ми­ниа­тю­рах XV - XVIII вв.

Изображение гиджака на миниатюре XV в. (рисунок 6, нижний правый угол) (Источник изображения: https://www.academia.edu)
Изображение гиджака на миниатюре XV в. (рисунок 6, нижний правый угол) (Источник изображения: https://www.academia.edu)

У гиджака круглый корпус, его традиционно изготавливали из тыквы, кокосового ореха или дерева. На корпус натягивается кожаная мембрана.

Ранее струны гиджака были шелковые, а сейчас в основном металлические. Количество струн менялось с течением времени от 2 (ранние образцы) до 4 (в современности).

Гиджак на почтовой марке Узбекистана (Источник изображения https://ru.wikipedia.org)
Гиджак на почтовой марке Узбекистана (Источник изображения https://ru.wikipedia.org)

Звук гиджака напоминает скрипку, кому-то он кажется скрипучим, глуховатым. Считается, что название инструмента произошло от туркменского слова «гыджамак», что в переводе означает «скрипеть».

Играют на гиджаке, установив вертикально на колене, с помощью особого смычка-камона в форме лука. Струна смычка, изготовленная из конского волоса, натягивается при помощи пальцев.

Услышать звук гиджака можно здесь (видео из личного архива автора)

Рубаб, уд, сетар, тар, дутар, сато … Необычные для нас, но традиционные для Узбекистана и других стран Средней Азии и Кавказа струнные музыкальные инструменты могут обрести голос в руках мастера, причём на них можно играть как фольклорные, так и классические и современные, например, рок мелодии.

Вы можете послушать как звучат рубаб и тар (видео из личного архива автора)

Национальные узбекские инструменты можно также услышать во дворе медресе Надир Диван-беги в Бухаре.

Фольклорное шоу во дворе медресе Надир Диван-беги, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)
Фольклорное шоу во дворе медресе Надир Диван-беги, г. Бухара, Узбекистан (фото из личного архива автора)

Там по вечерам проходят фольклорные танцевальные шоу в сопровождении оркестра национальных инструментов.

Предлагаем перенестись в Бухару и окунуться в атмосферу этих шоу :)

Фрагмент 1, 2 и 3 (видео из личного архива автора)

Если вам понравилась эта статья и вы узнали из нее что-то новое, подпишитесь на канал. Ваши реакции мотивируют нас работать ещё лучше :)

Для удобства поиска статей мы создали для вас "Навигацию по каналу "Думающая история"

Использованная литература

Источники информации

Бухара // ЮНЕСКО

Бухара - Столица исламской культуры

Historic Centre of Bukhara