из страниц журнала "Моделист Конструктор» № 11 1966 год
Наверное, ни один читатель, увидев этот материал на страницах нашего журнала, недоумённо скажет: «Давно прошло лето, наступила зима, скованная льдом реки и озёра, редакция вдруг предлагает построить… мотолодку?»
Хочется сразу предупредить: не спешите с выводами, товарищи!. Ведь чтобы хорошо провести отдых будущем летом, надо уже сейчас к этому готовиться, и особенно тем, кто любит путешествовать по водным просторам родного края.
Взяв за основу проект «Кальмара», в него можно внести при постройке самой мотолодки много интересного и нового, воплотить свои задумки. Так как это только проект наших читателей, то здесь налицо хорошая почва для творчества, для проявления своих конструкторских способностей.
Проект мотолодки «Кальмар» родился в одной из подмосковных школ. О том, как это было, и о самом проекте рассказывает Д. В. Ильин, руководитель юношеского конструкторского бюро Калининградского дома пионеров и школьников.
Чем должны заниматься школьники на уроках труда? Этот вопрос я неоднократно задавал многим преподавателям труда в разных школах. И все, с кем мне доводилось встречаться, говорили:
̶ Учиться пилить, строгать, точить, соединять детали на клею, гвоздях или в шип, красить, шпаклевать, учиться читать чертежи, моделировать…
Да, точно так записано и в программах. Всё это хорошо. Ну хорошо только для первого года занятий на уроках трудового воспитания. Ну, а как быть дальше, как использовать приобретённые уже навыки в практической, интересной для самих учащихся работе?
В Калининградской школе № 8 Московской области до недавнего него времени в учебных мастерских делали то же самое, что и большинстве наших школ: простые скамейки и табуретки, разные полочки и подставки для цветов, всевозможные шкатулки и ящички, иногда простейшие модели. Интересно? Вряд ли. Скорее всего скучно и однообразно. И самое главное — никакого творчества.
То, что ребята без интереса относятся к подобной программе на уроках труда, давно уже замечал заведующий мастерскими Пётр Васильевич Феоктистов. «Неужели нельзя придумать что-то более увлекательное и интересное?» — думал учитель. Оказалось, что не только можно, но даже очень нужно.
Когда после летних каникул, загорелые и отдохнувшие, пришли ребята на свой первый урок по труду, Пётр Васильевич, посоветовавшись предварительно с юными конструкторами нашего дома пионеров и школьников и, предложил им посвятить уроки труда конкретному делу — строительство мотолодки. Видели бы вы, как загорелись у них глаза, с каким энтузиазмом и желанием взялись они за это дело.
Шли дни. Вместе с Петром Васильевичем ребята ломали голову над тем, какой должна быть лодка. Какие выбрать обводы, длину, ширину её? И самое главное — как и где потом использовать своё судно? Идей было много. Один за другим ложились на рабочие верстаки эскизы, чертежи. И вот проект готов. Задело, друзья !
Моторная лодка Кальмар предназначается не только для прогулок и туристических походов, но и для рыбной ловли, изучение родного края, путешествие по маршрутам красных следопытов. По проекту на лодке установлен подвесной мотор, а на случае его поломки она оснащена вёслами. Форма днища даёт возможность легко маневрировать и выходить на глиссирование. Выбранная конструкция носовой части способна хорошо отражать подрезанную волну. Обводы днища, начиная от миделя (середины корпуса) и до кормы, имеют общую килевидность, то есть напоминают тип днища «морские сани».
Основные размеры мотолодки для команды в 2 человека следующие: длина — 3 м; ширина — 1, 5 м; высота борта на миделе — 0, 45 м.
При строительстве четырёхместного варианта величину шпации (размер между шпангоутами) нужно увеличить — от шпангоута № 3 до шпангоуту № 10 — на 100 мм. Тогда общая длина мотолодки будет 3,7 м.
Корпус набирается из 13 шпангоутов и скрепляется стрингерами; обшивается водостойкой или обычной 4- миллиметровой фанерой и обтягивается тканью на клею. Затем его шпаклюют, зачищают наждачной бумагой и красят в желаемый цвет масляной краской. Внутренняя часть корпуса также покрывается олифой и красится.
Носовой отсек (до шпангоута № 4) и в кормовой отсек (до шпангоута № 10) имеют водонепроницаемые переборки, что делает лодку непотопляемой при случайных пробойных. Размеры водонепроницаемых отсеков позволяют ей оставаться на плаву при походной загрузки (двигатель, экипаж, необходимый инструмент, провизия и т. п.), даже если полностью затоплена водой средняя части.
На рисунках 1 и 2 дан теоретический чертеж мотолодки, совмещенный с чертежом общества вида и с конструктивным чертежом. Кроме этого, приводится таблица плазовых ординат (ординаты со звёздочкой указывают на теоретическую точку ̶ см. рис. 1).
В будущем мы поместим ещё несколько проектов или уже готовых конструкций летних самоделок. И нам бы хотелось узнать: первое — какими любительский реконструкциями для воды, суши и воздуха интересуются наши читатели; второе — правильно ли решили ребята из Калининградской школы, что отказались от изготовления на уроках труда скамеек и шкатулок и приступили к строительству моторной лодки? Ждем ваших отзывов.
Весь материал находится в свободном доступе в интернете.
Если вам интересен контент этого канала, пожалуйста, подпишитесь, чтобы продолжить читать.. Не пропустите новых интересный статей! Быть может на этом канале Вы найдёте для себя идеи для хобби или полноценного бизнеса. Ставьте "лайки" и пишите комментарии - это обратная связь и я буду знать, что интересно аудитории.