Валерий Чкалов прославился на весь мир, пролетев под мостом. У строителей, ведущих капремонт путепровода на улице имени известного летчика, тоже непростая задача. В этом убедился корреспондент агентства «Минск-Новости».
Работают универсалы
На подъездах к путепроводу в полуденное время пробок не наблюдаем. Хотя его верхняя часть узкая, как горлышко бутылки: для проезда транспорта в обе стороны выделены лишь две полосы. На остальных пяти кипит работа.
Вот трактор и мини-погрузчик навесными металлическими гидромолотами крошат бетонное основание. Тут же экскаватор отправляет строительный мусор в самосвал. Рядом «отдыхает» фреза с зачехленным транспортером: весь асфальтобетонный слой путепровода почти снят. Чуть дальше колесный кран поддерживает стрелой осветительную мачту, из-под которой вылетают снопы искр: электрогазосварщик ее попросту срезает.
За работой специалиста внимательно следят Сергей Сапанович и Андрей Валько. Специалисты ремонтно-строительного участка филиала «Мостостроительное управление № 2» «Мостостроя» занимаются сейчас демонтажом осветительных мачт. Три уже сняли. Та же участь ожидает изрядно проржавевшие ограждения и арматуру межбалочных швов. Весь металл будет передан «Гордорстрою» и Управлению дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома — соответственно заказчику и генподрядчику объекта. Некоторые конструкции еще вполне сгодятся для повторного использования.
В ближайшие дни дорожные строители приступят к демонтажу пролетов путепровода.
В РСУ работают в основном универсалы. Только Андрей Валько, трудовой стаж которого на предприятии уже превысил 23 года, здесь освоил специальности машиниста компрессора, маляра, пескоструйщика, стропальщика и бетонщика.
Специфика и нюансы
— К подготовительным работам на этом объекте структурные подразделения Управления дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома приступили еще в начале июня, — рассказывает мастер РСУ филиала «Мостостроительное управление № 2» Владислав Рубисов. — Они оборудовали бытовой городок со всем необходимым, организовали транспортное движение по новым маршрутам, установили защитные дельта-блоки, проложили временную дорогу, сняли асфальтобетонный слой, а сейчас занимаются переносом инженерных сетей.
Работники «Мостостроя» вышли на объект 10 июля.
— Сегодня срезаем осветительные мачты и ограждения, снимаем выравнивающий слой бетона, разбиваем деформационные швы, чтобы можно было демонтировать балки, — описывает фронт работ мастер. — Задействуем при демонтаже два мощных колесных крана грузоподъемностью 300 и 160 тонн.
Особенность данного путепровода, длина которого достигает почти 300 м, в том, рассказывает начальник РСУ Александр Дудич, что здесь все 33–36-метровые балки не цельные, а так называемые клееные. Существовала когда-то такая технология ввиду того, что более длинные балки доставить на объект и установить не было технической возможности. От соли и осадков такие конструкции частично утратили свою прочность и несущую способность, а некоторые и вовсе потрескались. Строителям придется сначала их усиливать, связывать снизу швеллерами и только потом демонтировать. Иначе они развалятся при подъеме.
Сложность объекта и в том, что под путепроводом проходят семь железнодорожных путей, рядом находится железнодорожная станция Институт культуры (ее позже тоже закроют на время), а еще ниже — Московская линия метрополитена, ведущая в электродепо. Под путепроводом девять опор, каждую из которых поддерживают четыре стойки. И все они требуют замены ригелей, то есть бетонирования нового основания. При этом демонтировать крупные конструкции можно только ночью во временных «окнах», предоставленных железнодорожниками.
С правой стороны также расположен съезд, а по сути еще один небольшой 80-метровый путепровод на Брест-Литовскую улицу. Его тоже предстоит капитально отремонтировать. Но это уже будет после полного восстановления движения на первой части объекта и создания временного объезда к железнодорожному депо.
Без выходных и праздников
Под основание путепровода дополнительно установлены несколько металлических опорных конструкций. Рядом с ним продолжают трудиться подразделения генподрядчика. С левой стороны функционирует установка для горизонтального прокола под дорогой, чтобы не нарушать ее полотно при прокладке инженерных сетей. Здесь же студенты-практиканты БНТУ разгружают с машины дельта-блоки. На противоположной стороне завершаются перекладка инженерных сетей и демонтаж осветительных мачт возле железнодорожной станции.
— Сейчас на объекте задействованы только десять наших рабочих и шесть единиц различной техники, но по мере расширения строительно-монтажных объемов их число будет увеличиваться, — отмечает Александр Дудич. — Режим работы круглосуточный, вахтовый — 15 дней по 12 часов, без выходных и праздников.
В ближайших планах дорожных строителей снять весь защитный слой на мостовом полотне и в начале третьей декады месяца приступить к демонтажу балок, затем к разборке ригелей и бетонированию новых оснований опор. Нормативный срок капремонта обоих путепроводов, включая съезд на улицу Брест-Литовскую, 16 месяцев. Однако, что становится в последние годы доброй традицией столичных мостостроителей, он тоже может быть сокращен.
— Мы к этому будем стремиться, — заверяет Александр Дудич. — Но не все зависит только от строителей. На путепроводе весьма интенсивное движение, поэтому любое ДТП на таком архиважном и стратегическом объекте чревато транспортным коллапсом.
Александр Дудич возглавил РСУ сразу после окончания БНТУ семь лет назад. За последние годы ему довелось вести капремонт и реконструкцию столичных путепроводов на улицах Орловской и Жуковского в районе станции Минск-Товарный, на 25-м и 19-м километрах кольцевой автомагистрали. Но нынешний объект, признает он, один из самых трудоемких и непростых в его практике. Однако к трудностям мостостроителям не привыкать.
За прошедшие несколько лет в столице капремонт или реконструкцию претерпели 18 мостовых сооружений, приводит цифры директор «Гордорстроя» Сергей Панев. Еще около 10 объектов, по его словам, стоят в очереди на обновление.
После завершения капремонта путепровода между улицами Московской и Чкалова преобразование ждет мостовое сооружение между проспектом Независимости и улицей Московской. Капремонт с модернизацией ожидает и путепровод на улице Ваупшасова над железной дорогой. Проектно-сметная документация уже готова. К строительным работам ориентировочно приступят в сентябре, когда закончат капремонт мостового сооружения между улицами Запорожской и Радиальной.
Планируется обновление двух путепроводов на Долгобродской: над железной дорогой в районе Минского завода шестерен и над улицей Ванеева. Еще один кандидат на капремонт находится на пересечении улицы К. Либкнехта и проспекта Жукова. Необходимую документацию в «Гордорстрое» рассчитывают получить осенью.
Капремонт с модернизацией ожидает также мосты через реку Свислочь на проспекте Независимости, на улицах Голодеда и Пулихова.
Справочно
Автомобильное движение по путепроводу на время капремонта не закрыто, а лишь ограничено. Но, чтобы не рисковать и не попасть в пробку, стройку лучше объехать по улицам Воронянского и Жуковского с последующим выездом налево, на улицу Толстого, или направо, на Могилевскую. С обратной стороны ее можно объехать по Суражской с выездом на Железнодорожную и проспект Жукова.
Фото автора
Смотрите также: