Александр Андреевич Ауэрбах (1844–1916) родился в семье врача, и своё детство провёл в имении отца в Тверской губернии. В 1856 году его отдали в Горный корпус, который он успешно окончил в возрасте 19 лет. В 1868 году Ауэрбах защитил диссертацию в Горном институте, после чего был командирован за границу для ознакомления с музейными коллекциями минералов. За год он побывал и поработал в музеях Вены, Фрайберга, Парижа и Берлина. Чувствуя склонность к практической деятельности, Ауэрбах оставил в 1870 году профессуру и был зачислен в Главное горное управление. В этом же году он был командирован в распоряжение французской компании, которая поручила ему найти месторождения каменного угля в Донецком бассейне. В 1872 году Александр Андреевич женился и поселился в Таганроге. Выполнив поручение французской компании по созданию каменноугольных рудников, Ауэрбах оставил её из-за разногласий с правлением общества.
В 1876 году Ауэрбах переехал в Санкт-Петербург, где работал консультантом у разных промышленников. В 1879 году он был приглашён консультантом при опекунском управлении по делам наследников С. Д. Башмакова, владевших Богословским горным округом. Посетив Богословск в 1879 году, 35-летний Ауэрбах был удручён увиденной бедностью местного населения и его низкими заработками. Так, например, старшие плавильщики на заводе получали всего 45 копеек за 12-ти часовую смену, при цене хлеба не ниже 1,5 рубля за пуд. Ознакомившись поближе с Богословским округом, Александр Андреевич пришёл к убеждению, что посвятив себя ему можно принести большую пользу как делу, так и населению округа. Потому, когда в 1881 году бывший управляющий округом отказался от дальнейшего управления им и опекунское управление предложило Ауэрбаху принять на себя управление Богословским округом, Александр Андреевич с удовольствием согласился переехать из столицы в далёкий и суровый Богословск.
Первый год был очень тяжёлым в управлении из-за консерватизма рабочих, не любящих никаких нововведений. Чтобы поднять заработок рабочих, Ауэрбах перевёл все работы в рудниках и на заводе с подённой платы (за один рабочий день) на сдельную. Это решение чуть не вызвало бунт среди рабочих, не желавших подчиняться новому порядку. Ауэрбах получал письма с угрозами убийства, если не откажется от своего решения, но не обращал на них никакого внимания и настоял на введении сдельной оплаты труда. Когда через год плавильщики на заводе начали получать до 1,5 рублей в день вместо прежних 45 копеек, они прониклись уважением и преданностью к Ауэрбаху. Его слово стало для рабочих законом, и любое его распоряжение исполнялось ими беспрекословно.
В первый год управления на заводе было выплавлено свыше 50 тысяч пудов меди против 17 тысяч в предыдущем году. Стал наблюдаться приток населения, в результате как в Богословске, так и в Турьинских рудниках не осталось ни одного заброшенного дома, напротив, строились новые дома, появлялись новые улицы. Ауэрбах нашёл способ построить узкоколейную железную дорогу от рудников до завода на собственные средства округа, без привлечения финансов опекунского управления. Вот как освещала это событие в 1882 году газета «Екатеринбургская неделя»:
«6 июня ознаменовалось в Богословском заводе событием, имеющим важное значение для всего Богословского округа: сделана закладка паровой железной дороги для перевозки медной руды с Рашетовского и Богословского рудников в Богословский завод. Торжество открытия работ началось крестным ходом из собора к месту, где предполагается начальный пункт дороги. Здесь был отслужен молебен, среди инженеров, служащих в управлении и толпы рабочих. Погода вполне благоприятствовала торжеству: был прекрасный летний день, первый в этом году в Богословске. После молебна рабочим предложена была «чарка» водки. Местный протоиерей отец Стефан Попов обратился к рабочим с речью, благословляя их труд. Затем, с чаркою в руках, заговорил управляющий Богословским округом Александр Андреевич Ауэрбах. «Братцы, – говорил он, – было время, когда многие из вас не имели достаточно заработка, чтобы прожить безбедно; теперь, благодаря общим стараниям, дело разрослось до того, что у нас не хватает рабочих рук». В простых словах выяснив значение предполагаемой дороги, уважаемый управляющий кончил свою речь пожеланием, чтобы дело округа развивалось ещё шире. На эту простую задушевную речь, произнесенную громким, звучным голосом, рабочие отвечали шумными одобрениями. Затем Николай Николаевич Зубарев, управитель турьинских рудников, сказав несколько слов о значении настоящего торжества, предложил выпить за процветание дела в Богословском округе. Дружное «ура» было ответом на его слова. Так кончилось торжество.
Дорогу предполагается повести по берегу реки Турьи, на протяжении 12 верст. Постройка её является крайне необходимою в виду всё увеличивающегося производства меди. Теперь руда перевозится из рудников в завод по плохой дороге, в 15 верст. С проведением железной дороги выигрывается время, рабочие руки и упростится самый способ перевозки».
В 1884 году опекунское управление продало Богословский округ Надежде Михайловне Половцовой. По настоятельной просьбе новой владелицы Ауэрбах остался на должности управляющего округом. По контракту, заключённому с Половцовой, Ауэрбах получал жалованье в размере 18 тысяч рублей и сверх этого процент с прибыли. Чтобы округ получил возможность вывозить свою продукцию по более низкой цене и в неограниченном количестве, как в Западную Сибирь, так и в европейскую часть страны, предстояло изучить реки Сосьву и Тавду на предмет их пригодности для судоходства. Два года ушло на это, и в результате Богословский округ обрёл собственное пароходство, состоявшее в 1896 году из 8 пароходов и 50 баржей. Узкоколейная железная дорога, соединявшая Богословский завод с медными рудниками, была продолжена до Филькиной пристани на реке Сосьве.
Управляющий Богословским округом нашёл применение для серы, которая высвобождалась при обжиге медных руд, и построил завод по производству серной кислоты, а также завод по производству стеклянной тары для её транспортировки. Для утилизации серной кислоты был построен фосфорный завод. В 1893 году Ауэрбах подписал контракт с управлением по строительству Сибирской железной дороги на поставку 5 миллионов пудов стальных рельсов. Он прибыл в Богословский округ и лично выбрал окончательное место для постройки нового завода на берегу реки Каквы. Рабочие сразу приступили к расчистке его от леса и строительству к нему железнодорожной ветви от Богословско-Сосьвинской дороги. Вернувшись в столицу, Ауэрбах вместе с приглашёнными им инженерами приступил к разработке проекта завода. Общее расположение завода и все заводские здания проектировал сам управляющий. Весной 1894 года на завод, получивший название в честь своей владелицы Надеждинский, прибыли артели каменщиков, плотников, кирпичников и землекопов, приступившие к его постройке. Вначале была построена канализация и проведён водопровод, затем устроено электрическое освещение.
Весной 1895 года с открытием навигации пароходы Богословского округа доставили для нового производства машины и приборы, построенные на разных заводах Германии и Бельгии. Осенью 1895 года была пущена в работу первая мартеновская печь, давшая первую сталь из чугуна, доставленного из Сосьвинского завода. В 1896 году были пущены в действие доменные печи, начата прокатка рельсов. Контракт с управлением Сибирской дороги был выполнен в срок. В этом же году было учреждено акционерное общество под названием «Богословское горнозаводское общество» и весь Богословский округ перешёл в его собственность. Правление общества выбрало Ауэрбаха его директором, однако из-за частых разногласий с А. А. Половцовым, Александр Андреевич отказался от этой должности и посвятил себя собственному ртутному делу в Екатеринославской губернии (Донбасс).
Наряду с развитием горнозаводского дела, Ауэрбах занимался и просветительской работой среди населения. Так с подачи супруги Ауэрбаха Софьи Павловны в Богословске был устроен приют для сирот, где детей обучали по программе начальных народных училищ, а также учили разному мастерству. Мальчики учились сапожному делу, столярничали, плели корзины и прочее. Дети мастерили изделия и для продажи, так сапожники шили коты, которые затем продавались на приисках, плетельщики плели корзины для укупорки бутылей с серной кислотой, переплётчики переплетали все конторские книги и ведомости. Девочки учились рукоделию и пасли коров, которых держали при приюте. Летом все дети работали в огороде, заготовляя овощи на зиму, ходили с воспитательницей в лес за грибами и ягодами, из которых тоже делали заготовки на зиму. Обучение мастерству приучало детей к труду и давало им работу после выхода из приюта.
По проекту Ауэрбаха в селении Турьинских рудников было построено деревянное здание горного училища. Были утверждены устав учебного заведения, составленный Ауэрбахом, и форменная одежда учеников. Ученики носили фуражку с козырьком из чёрного сукна, с тремя синими выпушками (кантами) и медным горным знаком (кирка и молоток) над околышем, блузу из тёмно-серого сукна зимой и «небелёного полотна» летом, с четырьмя малыми медными пуговицами на вороте и двумя на рукавах, поясной ремень с медной бляхой, на которой был прорезан горный знак и три буквы ТГУ (Турьинское горное училище). Училище было 4-х классное, первые 2 класса были общеобразовательными, а последние два – специальные, в них преподавались предметы, имеющие отношение к горному и горнозаводскому делу. После окончания обучения, каждый воспитанник должен был выбрать себе по своему желанию специальность и проработать по этой ней простым рабочим два года. После этого он сдавал экзамен по этой специальности и получал диплом об окончании курса и связанные с ним права по отбыванию воинской повинности.
Интересный факт, 24-го октября 1910 года училище отмечало свой 25-летний юбилей в новом каменном здании, построенном в 1898 году, и по просьбе бывших воспитанников, его основатель и бывший директор 66-летний Александр Андреевич Ауэрбах прибыл в этот день в Турьинские рудники, где ему был устроен душевный приём.
Источники: 1. А. А. Ауэрбах // Русская старина, Санкт-Петербург : Типография П. Усова, 1913, т. 156
2. Екатеринбургская неделя. – 1882. – № 23, – 1884. – № 34
О покушении на убийство Ауэрбаха читайте следующую статью