Мои бабушка и дед познакомились еще до войны. В 1940-м, окончив школу, оба готовились к поступлению в ВУЗы. Родители с обеих сторон, как и ожидалось, были против таких ранних отношений. По их мнению, молодым людям следовало сначала выучиться, что называется,
встать на ноги, а уж потом заговаривать о свадьбе! Матери отказывались знакомиться, отцы грозили друг другу разными карами... Но друзья молодых все равно были уверены: эти поженятся наперекор всему! Их так и называли — Ромео и Джульетта.
На какие только ухищрения не шли они, чтобы украдкой встретиться и провести вместе хоть несколько минут. После занятий дед провожал свою Джульетту домой, стараясь не попасться на глаза ее родителям: они продолжали устраивать разборки (и детям, и меж собой), обвиняя
будущих родственников во всех грехах... Мать невесты орала жениху: «Не бывать тебе мужем Леночки! Я тебя за совращение засужу!», а отец парня обещал «набить рожу этим интеллигентам». Рассказывая мне эту историю, бабушка смеялась: «Ну чем не Монтекки и Капулетти?»
Влюбленные горевали об одном: из-за занятости в институтах им приходится встречаться урывками и не каждый день! Но тогда к учебе относились по-другому: даже если в сердце трепыхалась любовь, мозг работал безотказно. Образование прежде всего. «Нас так воспитали, — пожимала плечами бабуля. — Да и без стипендии было туго!» В общем, Джульетта шла с одними пятерками в педе, а будущий инженер Ромео из кожи вон лез в технологическом. Считая дни до свадьбы, они радовались каждой проведенной вместе минуте, но тут... грянула война.
В один день все перевернулось в судьбах людей, страшная реальность затянула дымом пожарищ прошлое... Ромео сразу записался добровольцем, а Джульетта тоже просилась на фронт. Но мать трупом ложилась под ноги: не пойдешь и все тут!
Конечно, дел было полно и в тылу. Бабушка устроилась в госпиталь, пропадала сутками, ухаживая за ранеными. В конце 1941-го пришла похоронка на ее брата, мать едва не умерла от горя. Отец Джульетты тоже воевал, но его, слава богу, пули не брали. Ромео писал ей часто — как позволяла обстановка на фронте. Иногда она получала сразу по два письма, а порой месяцами не было весточки, и бабушка плакала украдкой. Его письма были полны любви, веры в победу... и в то, что их ждет счастливая долгая жизнь. Дед никогда не описывал никаких ужасов. Впрочем, этого и не позволили бы... Уже после войны бабушка узнала, что он горел в танке, что получил контузию и оглох на одно ухо... Как попал его полк на минное поле, как вытаскивал он своих товарищей из полыхающей машины прямо под огнем фашистов...
В 1943-м Джульетта ухаживала в госпитале за раненым полковником — молодым еще и довольно красивым. Он влюбился в девушку как мальчишка. И даже явился свататься к ней домой после выписки — с цветами, надушенный и бравый... Мать аж задохнулась от радости: вот
какой должен быть жених у Леночки! Она от счастья даже принарядилась, хотя после смерти сына почти не вставала с постели. Но Джульетта ответила решительным отказом красавцу полковнику: она ждала своего Ромео. И он вернулся: увешанный медалями, прихрамывая после раны в бедро.
Молодые тихо расписались, уже не спрашивая мнения родителей. Всю жизнь прожили они душа в душу. К слову, и родители их подружились со временем. Уж точно не воевали! А деда с бабкой я всегда привожу в пример как идеальный союз. Ну правда, были они созданы друг для друга. Дед Семен (он же Ромео) ушел на тот свет первым: мне было 17 лет. В последние годы он уже совсем плохо ходил, рана в бедре так и не зажила до конца. Дед в свои 78 почти не слышал, да и говорил с трудом. Но бабушка преданно ухаживала за ним до последнего вздоха и держала любимого за руку, когда он умирал.
— Я приду за тобой, моя родная, — хрипел он, проживая последние минуты. — Приду через 2 года... Ты только дождись. Смерти не разлучить нас...
А бабушка все твердила:
— Конечно, не разлучить. Будем вместе. Навсегда вместе! Смерти назло. Но ты приходи пораньше. Так долго без тебя я не смогу!
— Ничего, дождешься. С войны дождалась и тут дождешься, — мотал головой дед. — Всему свой срок...
Сразу состарившись от горя после похорон, она жила, словно все время ожидая его весточки, потеряв интерес к тому, что происходило рядом. Ровно через 2 года после его смерти она надела свое самое красивое платье, достала кольцо, когда-то подаренное дедом — привезенное из Германии, кажется, — и легла на кровать. Помню, мы прибежали с мамой к ней в комнату и очень удивились:
— Бабуль, ты чего это улеглась?! Тебе плохо?
— Наоборот! Мне радостно, я жду моего Ромео, — ответила она и поглядела на часы. — Через полчаса придет за мной. Как обещал...
— Ну вот что ты городишь! Подожди! Я вызову врача! — мама засуетилась, бросилась за телефоном.
— Нет, Маша! Не порть мне последние минуты, не надо врача. Я готова...
Я стояла разинув рот, испуганная и подавленная. Бабуля подмигнула мне:
— Прощай, детка. Не грусти... Смерти нет, если есть любовь. Помни об этом.
Наша Джульетта закрыла глаза и словно заснула. А через 30 минут ее сердце остановилось — ровно в тот час, когда не стало ее Ромео 2 года назад.
Я каждый день вспоминаю бабушкины слова: смерти действительно нет, если есть любовь.
А Вы как думаете?
Понравилось? Не забудьте поставить "палец вверх"