Внутренний покой не связан с тем, как относятся к тебе люди: он результат действия в сердце двух добродетелей – кротости и смирения.
При чем кротость это не слабость, не слабохарактерность, кротость – это проявление великой силы. Не каждый имеет такую мужественную душу, которая могла бы получать оскорбления и не возмущаться. На это нужно иметь силу, мужество, великодушие.
Причем кротость не нужно путать с равнодушием и безразличием. Это мнение ошибочно. Это живая деятельная любовь к ближним и Богу. Она не пассивное бездействие. Кротость может и исправить, и проявить сострадание к согрешающим, в отличии от вразумления путем осуждения и гордого нападения.
Смирение - это отречение от своей воли. Многие, понявшие это, ищут воли Божьей, отрекаюсь от своей и видят это во всем, что не попросят, потому в монастырях и важно, да и в жизни мирской именно послушание. Потому здесь мы начинаем отвергать свою волю. Ведь очень часто Господь именно через других ее оповещает. Через мужа, которого нужно слушать, даже если он ошибается, через духовного отца…Даже стучащий дверь дверью не ошибается. Даже звонок от товарища не случаен.
А особенно мать, воля Божья говорится мамиными устами.
Человек не сможет найти покоя, если ему не удастся, как в браке, так и в монастыре отсекать свою волю, отказаться от нее, пожертвовать собой ради других.
Человек понявший это, что ничего не нужно ждать от другого, а самому совершенствоваться в добровольном ему самопожертвовании ради другого, будет вкушать эту великую свободу, которая дает отсечение своей воли.
Некоторые даже специально шли в рабство, причем продавали себя самым жестоким и бесчеловечным идолопоклонникам, чтобы быть им в качестве слуг для отсечения свой воли. Причем это не те рабы, которые сейчас, им платят деньги, тогда хозяин мог запросто превратить его в ничто, даже физически.
Смирение кто его вкусил есть благодать, поскольку дается Святым Духом, это невыразимое богатство, оно имя Бога.
У преподобного Иоанна Синайского один молодой человек попросил совета, как поступать ему с женой своей. И тот сказал: "Не помешает сказать и какую-нибудь неправду! То есть не ложь, а так, похвалить ее больше необходимого". То есть почаще говорить жене ласковые слова, хвалить за вкусно приготовленную еду, чистый дом, опрятных детей. Но он возмутился, ответив: "Я же тогда буду лицемером! Говорить то, во что я не верю?"
На что старец сказал, что смиренный человек – это тот, который становится всем для всех, как говорил святой апостол Павел:
Для всех я сделался всем, чтобы любым способом спасти хотя бы некоторых. Другими словами, чтобы утешить моего брата, ближнего, супруга, супругу, я становлюсь тем, в чем он нуждается. Если он нуждается в похвале, я становлюсь похвалой, если нуждается в нежности, становлюсь нежностью, если нуждается в опоре, становлюсь опорой, если нуждается в бое, я становлюсь и боем!
То есть так мы отбрасываем все свое. Свои мысли, методы, собственный план, то есть мои предрассудки, я отбрасываю всё и становлюсь тем, что хочет другой, и так учусь обретать мир.
Один молодой человек спросил у старца: "Что нужно делать, чтобы стать хорошим монахом?" Ответ был таким: "Научись валяться в ногах у всех – и так обретешь мир".
То есть стать ковром для того, кого ты любишь, не больным психически, а потому, что ты любишь Бога. Так ты сам обретешь покой, и поможешь обрести его другим.
То есть, к примеру, в браке, нужно так отдать себя другому человеку, в такой степени, в какой другой нуждается в нем.
У одного современного подвижника на Святой Горе спросили: "Как же вселяет покой во всех приходящих к тебе? Ведь все обретают утешение, а обремененные уходят радостные!
А он ответил:
Я как тряпка, повешенная на гвозде, и кто хочет, приходит сюда, вытирается, отрывает себе кусочек, забирает его с собой, и так все находят покой. Вытирают руки об тряпку, если захотят отрезать себе кусочек – отрезают, если хотят его выбросить – выбрасывают.
Всем с ним рядом становилось хорошо, все утешались, потому что этот старец умертвил свои желания и стал всем для всех.