Как мы знаем, сейчас в начальной школе учатся 4 года. Но в последнее время школы набирают классы ребят, где Программу начальной школы проходят за 3 года. В чём разница и какая Программа лучше? Разберём в этой статье.
Откуда ноги растут
Зачем вообще это придумали? Запрос шёл в первую очередь от родителей и от некоторых учителей. И шёл очень давно. Недовольство вызывало то, что Программа 1-ого класса была слишком "растянута". Знания, которые должны были получить дети в 1-ом классе, уже имело большинство первоклассников до школы.
Родители и учителя утверждали, что детям скучно на уроках в 1-м классе. Но самое главное - лёгкость обучения расхолаживала детей и отучала их трудиться, "добывать" знания. В результате во 2-м классе, когда темпы обучения увеличивались, многие дети оказались не готовы к такой нагрузке. Как следствие, у детей снижалась успеваемость, падала мотивация к учению.
Вот и решили сократить сроки обучения в начальной школе на 1 год. Так появилась новая Программа - "Эффективная начальная школа", рассчитанная на три года обучения.
Сравниваем Программы
Давайте сравним Программы начальной школы 1-3 и 1-4.
Из таблицы видно, что Программа "Эффективная начальная школа" - это сокращённая Программа "Школа России". Что значит "сокращённая"? Просто взяли Программу "Школа России" за 1 и 2 класс и поместили в 1 класс "Эффективной начальной школы". Уроки, конечно, не увеличились. А вот темп обучения увеличился в 2 раза.
То есть ребёнок-первоклассник до декабря проходит Программу "Школа России" 1-ого класса четырёхлетней начальной школы. А с января он уже ученик 2-ого класса и проходит Программу "Школа России" 2-ого класса четырёхлетней начальной школы.
Соответственно, выставление отметок и изучение английского языка по Программе 1-3 также начинается уже в 1-ом классе с января месяца.
Мода или жизненная необходимость
Как только завершился эксперимент по внедрению в обучение Программы "Эффективная начальная школа", многие школы стали набирать классы, где дети учатся в начальной школе 3 года, а не 4, как все остальные дети. И надо сказать, что количество родителей, желающих отдать своих детей на обучение в такой класс, было огромное.
Однако, через некоторое время многие родители стали разочаровываться в своём выборе. Оказалось, что учиться по такой Программе многим детям было трудно. Да и родители были не готовы уже с 1-ого класса сидеть каждый день с ребёнком допоздна, помогая делать домашние задания и заново объясняя учебный материал. Но что делать? Назвался груздем - полезай в кузов.
Ко мне обратились родители мальчика, который как раз учился по такой Программе. С самого начала у ребёнка были проблемы и с чтением, и с письмом. А так как темп обучения высокий, то эти проблемы наваливались как снежный ком. Не успеешь одну проблему решить, а на очереди ещё пять новых проблем.
Другая знакомая мне мама вместе с ребёнком училась по новой программе все 3 года! Ребёнок закончил 4-ый класс на "отлично". Но как сама мама утверждает, не всё он хорошо знает и умеет и вообще "маленький он для 5-ого класса". Мама уверена, что придётся ей и в следующих классах либо самой активно помогать сыну в учёбе, либо обращаться к репетиторам.
Зачем же родители так стремятся отдать своих детей на обучение по Программе 1-3?
Я думаю, что скорее всего здесь амбиции затмевают разум. И предупреждения педагогов о сложности Программы, о неготовности многих детей к обучению в таком формате родителей не останавливают. А лишь подзадоривают. Ну как же! Мой ребёнок самый умный! Он точно справится. А перед знакомыми и родными есть теперь лишний повод похвастаться.
Тест на готовность
А действительно, как проверить, готов ли ребёнок к освоению Программы 1-3 или нет?
В обычных школах сейчас можно только побеседовать с родителями, хотя некоторые школы всё-таки умудряются проводить небольшие тестирования детей. Но выбор, по какой Программе учить ребёнка, остаётся в большинстве случаев за родителями.
В частных школах тестирование детей перед поступлением в школу обязательно. И вот, что проверяют учителя:
- умение слушать учителя и чётко выполнять его задания
- умение выполнять рутинную работу в течение длительного времени
- развитие устной речи ребёнка
- умение быстро считать
- развитие мышления, долговременной памяти
- развитие мелкой моторики
- скорость и правильность чтения.
По результатам тестов учителя решают, брать ребёнка в школу или нет. И только педагоги решают, по какой Программе сможет учиться ребёнок, а по какой - не сможет.
Кстати, все эти тесты давным-давно разработаны нашими психологами и педагогами. При желании их можно легко найти в Интернете.
Вывод
Наверно, перед поступлением в школу, надо заранее задуматься:
1) на сколько ваш ребёнок готов к обучению
2) сможет ли ребёнок осилить сложную Программу или лучше отдать его на обучение по обычной Программе
3) на сколько вы готовы помогать ребёнку в обучении при необходимости.
И ещё. Психологи и педагоги советуют выбирать более сложную Программу для детей, которым есть уже 7 лет. Именно к этому возрасту у детей формируются предпосылки для развития важных ученических навыков.