Найти в Дзене

Советский разведчик, спасший мир во время Карибского кризиса

Александр Семёнович в молодые годы
Александр Семёнович в молодые годы

Феклисов Александр Семёнович родился в Москве 9 марта 1914 года. После окончания ФЗУ работал помощником машиниста. Затем отучился в Институте инженеров связи, поработал немного по специальности и был направлен по партийной разнарядке в органы внешней разведки. В 1939-1940 годах прошёл обучение в Школе особого назначения НКВД СССР. В 1941-1947 годах работал в нью-йоркской резидентуре. За это время передал на Родину массу секретной информации, в том числе чертежи атомной бомбы, сброшенной на Нагасаки.

В 1960 году, после работы в Лондоне и Москве, Феклисов вернулся в США, где до 1964 года был советником Посольства СССР, а фактически – главой резидентуры КГБ в Вашингтоне. Все, кому полагалось, об этом знали. В том числе и наши заклятые друзья вероятные противники. А в октябре 1962 года грянул Карибский кризис. 14-го числа самолёт-разведчик США засёк, что на Кубе размещаются баллистические ракеты, способные накрыть всё Восточное побережье США. Это был ответ на установку Штатами ракет средней дальности в Турции годом раньше, а также постоянную угрозу безопасности Кубы с их стороны. Хрущёв и Кеннеди обменивались телеграммами, но уступать никто не хотел. Мир катился к ядерной войне.

Два лидера
Два лидера

22 октября наш резидент получил приглашение позавтракать в ресторане «Эксидентал» от своего давнего знакомого – тележурналиста Джона Скали. Это был не совсем простой человек, поскольку был лично знаком с обоими братьями Кеннеди. Они встретились, но никакого предметного разговора не состоялось. Оба «прощупывали почву». Через три дня ответное приглашение на ланч сделал уже Феклисов. На этот раз ограничиваться обменом любезностями никто не собирался.

Скали поинтересовался, как здоровье господина Хрущёва. На что Александр Семёнович колко заметил, что он, в отличие от собеседника, с первым лицом государства не общается. Журналист не стал отрицать и заявил, что Пентагон настоятельно предложил президенту США покончить с Кастро и советскими ракетами раз и навсегда, уверяя, что на это уйдёт не более 48 часов. На что наш резидент ответил, что в таком случае и Советский Союз нанесёт ответный удар по уязвимому месту США в любом другом районе. Это был экспромт и большой личный риск: никто из руководителей не уполномочивал Феклисова делать подобные заявления.

Скали немедленно устремился в Белый дом. Там посчитали, что речь идёт о Западном Берлине. И поняли, что СССР полон решимости ввязаться в бой. Ближе к вечеру Скали и Феклисов вновь встретились. Американец передал условия своей стороны: Советы демонтируют ракетные установки, а Штаты взамен снимают блокаду Кубы и обязуются не вторгаться на остров. На уточняющий вопрос, кто уполномочил его делать такие заявления, Скали ответил: «Президент США Джон Фицджеральд Кеннеди».

Начало концу кризиса было положено. Предложение ушло в Москву не по дипломатическим каналам (посол уклонился от такой ответственности), а по линии КГБ. Настали мучительные часы ожидания. Ответа не было. Американцы нервничали. Дошло до того, что брат президента Роберт Кеннеди лично приехал в посольство СССР, чтобы убедиться, что Феклисов реально существует. Наконец, 28 октября от Хрущёва пришёл ответ, что он согласен. Вовремя, потому что нападение на Кубу было запланировано Пентагоном на 29 октября.

Александр Семёнович вышел в отставку в 1974 году. Потом занялся литературной деятельностью. В 1996-м ему было присвоено звание Героя Российской Федерации. А из жизни разведчик ушёл 26 октября 2006 года, когда ему было 93 года.

В преклонном возрасте
В преклонном возрасте

Подписывайтесь на наш канал, и мы с удовольствием вспомним вместе с Вами многих героев и других выдающихся личностей Отечества.

Здесь мы хотим предложить увлекательный рассказ (с продолжением) о разведчице времён Первой мировой войны.