Анна Ревельская. В занятой немцами Либаве (Лиепая) её также знали под именем Клара Изельгорф. О ней не осталось следов в виде документов и фотографий. Возможно, из-за особой ценности секретного агента. Или из-за утери большей части архива императорской разведки вследствие бурных событий 1917 года.
Одно известно точно: благодаря искусно подброшенной дезинформации германский флот потерпел фиаско в попытках прорваться в Финский залив для его минирования. Писатель Валентин Пикуль, выводя образ разведчицы в романе «Моонзунд», опирался на мемуары ветеранов кайзеровской и австро-венгерской спецслужб.
Об Анне известно немного. По одним сведениям, она была русской. По другим – латышкой или немкой. Имела благородное происхождение и блестящее образование. Была невероятно хороша собой и знала несколько европейских языков. В Либаве она появилась в 1915 году, где приобрела скромное жильё и устроилась на работу в популярную кофейню. Когда немцы заняли город и стали использовать его порт как перевалочную базу, заведение наводнили немецкие офицеры, которые с удовольствием потягивали кофе и коньяк, любуясь приветливой кельнершей. Лейтенант фон Клаус вообще влюбился в Клару по уши и даже сумел встать у неё на постой, сняв комнату.
Обворожительная хозяйка простодушно сообщила постояльцу, что до него квартирантом был русский офицер, который в такой спешке покинул город, что забыл у неё свой портфель. Фон Клаус не преминул заглянуть в него, и обнаружил документы и морские карты. В Главном штабе флота, тщательно изучив полученные материалы, сочли их подлинными. Минные заграждения, нанесённые на карты, немцы поставили бы точно так же. Направленные на разведку две подводные лодки тоже подтвердили выводы штабных адмиралов. То есть безопасный проход в Финский залив был найден!
28 октября 1916 года 11 новеньких миноносцев Германии направились в Финский залив для установки своих минных заграждений. Зная об этом походе, русский флот препятствий не чинил. Даже убрал все подводные и надводные корабли из Балтийского порта (Палдиски). При обходе первой линии минных заграждений (как думали немцы) два миноносца подорвались и затонули. Сочтя это случайностью, командир подразделения Виттинг продолжил поход. Его итогом стала потеря ещё пяти миноносцев, напоровшихся на русские мины. Этот эпизод войны был назван немцами «ночью бесславия», и активных действий на Балтике в 2016 году германский флот больше не предпринимал.
А фройляйн Изельгорф в это время бесследно исчезла из Либавы. В 1917 году она окажет ещё одну неоценимую услугу Отечеству. Но об этом наш канал расскажет в другой раз.
Здесь Вы также можете почитать про агента русской разведки в Австро-Венгрии.